ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВАМИ АТР
Позиция одного из мировых лидеров - Японии - по отношению
к Российской Федерации за последнее время не претерпела серьезных
изменений. Сохранились принципиальные расхождения по вопросам
экономического сотрудничества. Проблема "северных территорий"
не потеряла своей остроты. Токио продолжил давление на Москву
не только по дипломатическим каналам, но и посредством "вторжения"
рыболовецких судов в российские территориальные воды в пределах
видимости сторожевых судов ВМС Японии. Разве что стало более
явным стремление Японии существенно изменить роль Страны Восходящего
Солнца в мире. Глава Кабинета министров Цутомо Хата, который
пробыл на этом посту очень незначительное время, в своей первой
официальной речи высказался за отказ от подчиненной роли японского
государства, существовавшей в годы "холодной войны",
и заявил, что Япония начинает играть самостоятельную роль
в азиатско-тихоокеанском регионе, а также напомнил о намерении
Токио более активно участвовать в делах ООН и Совета Безопасности.
Он назвал основными союзниками Соединенные Штаты Америки и
Западную Европу, но о России, как и о Китае, не сказал ни
слова. Более того, премьер-министр Японии крайне сдержанно
отнесся к майским 1994 г. заявлениям канцлера ФРГ Гельмута
Коля о возможности расширения "семерки" развитых
стран до восьми членов элитного клуба мировых лидеров. По
мнению Цутомо Хата, подобное изменение пока преждевременно
и оптимальным является сохранение существующей формулы "
семь плюс один ". То есть позиция Японии в отношении
России не изменилась после того, как во время визита Б.Ельцина
в Токио была подписана, в частности, "Токийская Декларация
о российско-японских отношениях", в которой нынешнее
российское руководство сделало серьезные уступки японской
стороне в вопросе о возможности разрешения "территориальной
проблемы между Россией и Японией", жестко связав себя
обещанием продолжить ее обсуждение.
Очень важным для отношений Москва-Токио является то, что
в японском обществе сильны настроения, направленные на "
корректировку" причин, обстоятельств и целей участия
японских вооруженных сил в военных операциях на азиатском
континенте и на тихоокеанских островах во время второй мировой
войны. Неоднократные попытки видных политических деятелей
доказать мировому сообществу, что Япония в годы противостояния
с Англией, Китаем, Кореей, Соединенными Штатами, Францией
и другими государствами была не агрессором, но жертвой обстоятельств,
свидетельствуют о живучести этих надежд среди японской политической
элиты.
Региональный кризис, связанный с "ядерной программой"
Северной Кореи, показал, что заинтересованные стороны (Республика
Корея, Япония, США, Китай) игнорируют инициативу России по
его разрешению путем созыва международной конференции с участием
США, Японии, Китая, России, КНДР, Южной Кореи и представителей
ООН и МАГАТЭ.
По мнению Пекина, эту проблему следует разрешать не на международной
конференции, но за столом переговоров между КНДР, Республикой
Корея, США и МАГАТЭ без применения каких бы то ни было санкций
в отношении Северной Кореи.
Президент Республики Корея Ким Ен Сам не исключил возможность
формирования азиатского треугольника (США, Япония и Корея),
возникающего в результате противодействия "ядерным амбициям
" Пхеньяна, который в сотрудничестве либо при помощи
постоянных консультаций с Китаем будет основной движущей силой
развития не только этого региона, но и всей Азии.
Вашингтон же ради усиления давления на Пхеньян пренебрег
договоренностями с представителями политического руководства
России о совместных действиях по обеспечению соблюдения Договора
о нераспространении ядерного оружия.
Готовность Москвы поддержать санкции в отношении Пхеньяна
за его попытки перейти в члены "клуба ядерных держав
" резко снизила заинтересованность руководителей Северной
Кореи в присутствии российских дипломатов на переговорах при
разрешении вопроса об "ядерной программе" КНДР.
Власти Пхеньяна согласились вести соответствующие переговоры
непосредственно с Вашингтоном. В результате Соединенным Штатам,
позиции которых в АТР были несколько потеснены Китаем и Японией,
удалось восстановить свой имидж глобального лидера.
Конечно, внезапная кончина Президента КНДР Ким Ир Сена внесет
определенную корректировку в процесс разрешения кризиса на
Корейском полуострове. Однако неизменность позиции России
в подходе к этой проблеме вряд ли сможет заставить Пхеньян
отказаться от прямых переговоров с США.
Таким образом, дипломатия Москвы привела к фактическому вытеснению
Российской Федерации из региона, стратегически важного для
контроля морских путей вблизи Китая и Японии.
При этом до сих пор так и не сбылись надежды российского
руководства на дивиденды, которые оно надеялось получить от
резкого свертывания связей с КНДР, от прекращения военного
сотрудничества с Пхеньяном и переориентации на Сеул. Южнокорейские
предприниматели не торопятся инвестировать свои капиталы в
российскую экономику, предпочитая развивать экономические
связи с Китаем.