РОССИЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
На международное положение Российской Федерации в течение
первой половины 1994 г. определяющее воздействие продолжало
оказывать то, что она является правопреемником государства,
потерпевшего геополитическое поражение в соперничестве и противостоянии
с ведущими странами как минимум трех континентов. Надежды
российского руководства отождествить это поражение только
с "социалистическим Советским Союзом", а не с Россией,
оказались тщетными.
Во-первых, в последние годы существования СССР и в первые
годы суверенной России лидеры Кремля выдвигали во главу угла
так называемые общецивилизационные ценности, оттесняя тем
самым на второй план национально-государственные интересы.
В практике государственного строительства маргинализировались
политические и выпячивались этические проблемы.
Во-вторых, территориальное размежевание на просторах Советского
Союза, превратившее административные границы в государственные,
привело к тому, что значительная часть исторической России
оказалась за пределами Российской Федерации. Москва потеряла
контроль над частью земель, не одно столетие входивших в Россию.
В-третьих, образовался гигантский внешний долг, соизмеримый
с военной контрибуцией.
Но после подобного поражения руководители стран, как правило,
стараются выявить на международной арене своих союзников,
партнеров, нейтралов, противников, врагов.
Для причисления того или иного государства к числу союзников
необходимо, по меньшей мере, совпадение ряда стратегических
и тактических интересов, а также нахождение в едином цивилизационном
пространстве. Пока сложно говорить о том, что Российская Федерация
"вошла" в западноевропейскую или же восточноазиатскую
цивилизацию. Большинство населения США, Англии, Германии,
Японии по-прежнему испытывает "чувство глубокого недоверия
к России, несмотря на то что эта страна отвергла коммунизм".
Кроме этого, до сих пор в Европе продолжает функционировать
НАТО, как, впрочем, и другие региональные военно-политические
объединения.
Нейтральными могут быть государства, интересы которых, как
правило, не пересекаются. Поэтому Россия, развитые страны
Запада и Китай не могут принадлежать к подобным субъектам
мировой политики.
Враждебными являются те государства, существование которых
ставится под сомнение и проводятся активные мероприятия по
их уничтожению. Пока ни Российская Федерация, ни США, ни страны
НАТО, ни государства АТР подобных целей открыто не провозглашают.
Россия, если она еще надеется сохранить свою самобытность
и суверенитет, в настоящее время обречена колебаться, дрейфовать
между двумя подходами к ведущим субъектам международной политики,
относя их либо к партнерам, взаимоотношения с которыми строятся
на рационально понятых материальных интересах, либо к противникам,
требующим настороженного внимания. И в том, и в другом случае
в основу должны быть положены национально-государственные
приоритеты Российской Федерации, в том числе и интересы национальной
безопасности.