Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/primakov.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:46:45 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | Куда ушел Е.М.Примаков?

КУДА УШЕЛ Е.М.ПРИМАКОВ?

Решение 'тяжеловеса' российской политики об уходе с поста лидера фракции ОВР в Государственной Думе стало политической новостью номер один текущей недели. Большинство комментариев политических деятелей и аналитиков СМИ концентрируются вокруг мотивов, подвигнувших экс-премьера к этому шагу, последствия которого рассматриваются преимущественно в контексте идущего объединительного процесса 'Отечества' и 'Единства'.

Однако сам неформальный статус 'тяжеловеса' подразумевает, что последствия - как реальные, так и потенциальные - тех или иных действий политиков подобного уровня далеко превосходят конкретные обстоятельства и мотивы, вызвавшие эти действия. С этой точки зрения представляется глубоко не случайным то обстоятельство, что уход Е.Примакова с поста лидера фракции фактически открыл новый политический сезон в России, в повестке дня которого значится реализация крупномасштабных государственных и социально-экономических реформ. От их успеха или провала будет зависеть ход дальнейшего развития страны, что прекрасно понимает В.Путин.

В то же время широко известны не только очевидные преимущества президентства В.Путина, но и слабые стороны позиции нынешнего лидера России: прежде всего, карьерная и идеологическая противоречивость его окружения, а также отсутствие реальной партийной структуры, которая бы обеспечивала пресловутый 'мостик' между главой государства и широкими социальными слоями, его поддерживающими.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и международное положение России, прежде всего явное ужесточение позиции США и НАТО.

Уникальность политической харизмы Е.Примакова в том, что В.Путин может опереться на него при решении практически всех стоящих перед страной проблем.

Как признанный авторитет в международных отношениях Е.Примаков может взять на себя более акцентированное проведение внешней политики, чем это делает нынешний глава МИДа. Пунктуальное выполнение И.Ивановым установок Кремля не делает его самостоятельной политической фигурой, в результате российская политика полностью ассоциируется лично с Президентом, что явно ограничивает возможности даже чисто дипломатических маневров. (Достаточно обратить внимание на то количество высокопоставленных американских чиновников, постоянно выступающих с внешнеполитическими демаршами различной тональности, но в рамках единой политики президента США. Сам же Дж.Буш в этой ситуации получает существенную свободу рук и может выстраивать 'дружеские' отношения с В.Путиным в то же самое время, когда его подчиненные говорят о 'переговорах с врагом').

Безусловно, гипотетическое назначение Е.Примакова на ведущий внешнеполитический пост сыграло бы существенную роль в выстраивании более многогранной политики России как на Западе, так и на Востоке.

При оценке вероятности подобного сценария нельзя не обратить внимание и на то обстоятельство, что заявление Е.Примакова прозвучало буквально сразу после публикаций в ведущих американских газетах о планах США по разыгрыванию 'китайской' карты в рамках противоборства вокруг проблемы ПРО. Здесь достаточно вспомнить нашумевшее заявление Е.Примакова о 'стратегическом треугольнике' Москва - Пекин - Дели.

На внутриполитической сцене Е.Примаков может сыграть еще более существенную роль в решении проблем, стоящих перед Президентом В.Путиным. Лидер ЛДПР В.Жириновский сразу назвал два ключевых поста, которые может занять Е.Примаков: главы правительства и председателя Совета Федерации.

Действительно, как премьер Е.Примаков уже доказал свою способность сочетать рыночные меры с социальной защитой населения, о чем постоянно говорит и В.Путин. Бывший лидер фракции ОВР имеет опыт управления экономикой в условиях крупнейшего социально-экономического кризиса, такого опыта нет у М.Касьянова (Впрочем, пока нет и такого кризиса). Е.Примаков также способен интегрировать в своем кабинете и представителей левых политических сил, что является неизбежным шагом при продвижении к т.н. 'ответственному правительству'. А эта идея пользуется абсолютной поддержкой в парламенте. В целом же, при весьма вероятных негативных социальных последствиях начинаемых реформ Е.Примаков может выступить как адекватная ситуации фигура главы исполнительной власти.

Кроме того, Е.Примаков может реально заслонить Президента от противодействия 'олигархических группировок'. Дело здесь не только и не столько в очередном 'наступлении' Б.Березовского, но в нарастающем влиянии 'лояльных олигархов' как через РСПП, так и более традиционными средствами. Первый этап президентства В.Путина уже показал неэффективность борьбы с 'олигархией' лишь силовыми методами, без мощного политического прикрытия. Очередной же этап борьбы вокруг 'приватизации государства' явно не за горами.

Весьма неожиданный эффект (для большинства 'политологов') может дать и назначение Е.Примакова спикером Совета Федерации. Этот орган государственный власти, несмотря на преобладающее мнение о его нынешней политической 'ничтожности', по-прежнему располагает исключительными конституционными полномочиями, в том числе - и по изменению самого Основного закона.

Действительно, в своем нынешнем виде СФ становится все более подконтрольным Администрации Президента. Однако эта ситуация не является абсолютно выигрышной для В.Путина. Во-первых, Администрация с ее штатными и внештатными 'аналитиками' далеко не всегда адекватно понимает и исполняет волю Президента. Во-вторых, В.Путин не намерен слишком дистанцироваться от губернаторского корпуса, что показывает пунктуальное соблюдение главой государства периодичности заседаний Госсовета и важность обсуждаемых там проблем.

Президент вполне может придти к выводу о том, что в условиях, когда на повестке дня стоят проблемы реформы федеративных отношений и изменений в Конституции, во главе Совета Федерации должен находится человек с большим политическим авторитетом, убежденный государственник.

Наконец, следует обратить внимание и на собственный общественный рейтинг Е.Примакова: согласно данным ВЦИОМ за август его показатель доверия находится на уровне таких публичных политиков, как Ю.Лужков, Г.Явлинский, В.Матвиенко. Сохранение такого рейтинга в условиях информационной 'тени', в которой до последнего времени находился экс-лидер фракции ОВР, говорит о высоком электоральном потенциале Е.Примакова, который может быть востребован в преддверии очередного электорального цикла в России.

Однако, на данный момент представляется, что ситуация с этой отставкой в реальной жизни выглядит гораздо проще, чем в интерпретациях профессиональных комментаторов.

Осенью 1999 года Е.Примаков согласился возглавить широкую коалицию части федеральной и региональных элит, стремившихся стать новой 'партией власти' после парламентских и президентских выборов и ухода Б.Ельцина и его команды с политической сцены. Проект ОВР поставленной цели не достиг, и Е.Примаков остался в роли лидера центристской парламентской фракции. Но и в этой своей новой роли он был по-прежнему функционален.

Наступающий политический сезон, скорее всего, станет временем серьезных изменений в конфигурации основных политических сил, которая, судя по всему, значительно упростится, консолидировавшись в рамках одной президентской команды.

Но формирование такой команды неразрывно связано и с приходом на руководящие посты в ней новых кадров, новых политических имен, новых профессионалов-прагматиков. Е.Примаков это прекрасно понимает и потому и принял знаковое решение - новые задачи в новый политический сезон думская команда ОВР должна решать с новым лидером.

Перед новым лидером ОВР В.Володиным стоят принципиально иные задачи. Он не отягощен идеологическими разделительными линиями и предрассудками прошлого. Возглавляемая им группа уже не должна нести на себе отпечатков оппозиционности. Профессионализм, прагматизм, открытость к новым идеям, неучастие в разных политических склоках, в которые депутатов нередко пытаются втянуть разные фигуры и группы из исполнительной власти, - эти цели и принципы должны лечь в основу деятельности ОВР в новых условиях, ибо только их реализация позволит фракции выжить и развиваться дальше.

Вопрос же о возможном будущем Е.Примакова не исчерпывается тем, на какой пост он сам согласился бы претендовать, а какой рассчитывал бы предложить ему Президент. Вопрос стоит шире. Не для кого не секрет, какую аллергию вызывает его фигура у представителей старой ельцинской гвардии и приутихших в последнее время олигархов. Поэтому любое новое назначение Е.Примаков может стать только результатом преодоления мощного сопротивления со стороны ставленников 'семьи' и 'равноудаленных' олигархов. А это значит, что такое назначение трудно представить себе без перемещения целого ряда ключевых фигур на новые, менее влиятельные должности. Видимо, не случайно, об их будущей судьбе сегодня не строит догадок только совсем далекий от политики человек.

В любом случае, решение Е.Примакова об уходе с поста руководителя фракции должно привлечь внимание не только к узкопартийным проблемам, но и к общей политической ситуации и расстановке сил в России.

5 сентября 2001 г.

 Мнения экспертов | Куда ушел Е.М.Примаков?

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх