О ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
СОБРАНИЮ
Послание Федеральному Собранию фактически стало компромиссом
между различными группами интересов в окружении Президента.
В.Путин и на этот раз предпочел не делать программного обращения
к нации с обозначением параметров возможного стратегического
курса развития страны. Сняв таким образом необходимость принципиального
выбора 'пути развития' и его идеологии, Президент смог уйти
от решения вопроса, на какие элитные группы сделать ставку.
Тем более, снят с повестки дня вопрос о проведении радикальной
реформы власти, в том числе кадровой.
В то же время, очевидно, что Послание было выстроено В.Путиным
как фактический план завершения первого президентства (задачи
завершения и повышения эффективности уже проводимых реформ)
и обозначение некоторых принципиальных среднесрочных ориентиров
государственной политики.
Президент заявил о неизменности целей проводимой политики
- демократия, цивилизованный рынок, правовое государство и
повышение уровня жизни людей.
В то же время, Президент попытался обозначить ключевой критерий
оценки состоятельности и эффективности государственной политики.
В качестве такового рассматривается конкурентоспособность
России в условиях глобализации (глобальная конкуренция). Таким
образом, наиболее принципиальным моментом в Послании фактическое
снятие грани между внешне- и внутриполитическими задачами
- задачи развития государства, социально-экономической политики
ориентируются на систему ценностей и 'правила игры' глобальной
политической системы.
Вторым принципиальным политико-идеологическим моментом Послания
стал подход к вопросам социального развития, ориентирам преобразования
общества. Чрез все Послание проведена мысль о необходимости
создания условий для повышения гражданами собственного благосостояния,
формирования мощного среднего класса (граждане должны иметь
возможность зарабатывать деньги и вкладывать их в свою страну;
курс на создание процветающей и зажиточной России, на комфортность
жизни и т.д.). Таким образом, Президент фактически обозначил
приоритет правой либеральной экономической политики (развитие
экономических свобод, государство, предоставляющее публичные
услуги) со ставкой на расширение числа собственников, социальных
адаптантов, формирование соответствующей широкой и активной
социальной базы политического режима (предпринимательство,
малый бизнес, местное самоуправление граждан).
Опираясь на эти политико-идеологические приоритеты, Президент
фактически обозначил цели и направления политики в экономике,
рефор-мировании социальной сферы и государства. Наиболее важными
в рамках данных направлений являются следующие тезисы Послания:
1. В экономической политике необходима постановка амбициозных
целей и стремление к высоким темпам роста экономики на основе
разви-тия не только традиционной экспортно-ориентированной
сырьевой экономики, но с использованием потенциала малого
бизнеса, вовлечением масс населения в предпринимательство,
развитием секторов 'новой экономики', использованием научно-технического
потенциала, формированием инфраструктуры экономического роста
(банковская реформа, привлечение инвестиций, ипотека и т.д.),
сокращением издержек в процессе реформирования естественных
монополий и социальных отраслей (ЖКХ, здравоохранение и т.д.).
2. В государственном строительстве основной задачей становится
административная реформа, реформа государственного аппарата.
Цель - сделать его более прозрачным (государство - 'черный
ящик' для граждан) и приспособить к целям экономической политики
и глобальной конкуренции (государство - адекватное времени
и задачам развития). Наиболее важными компонентами административной
реформы становятся: изменение системы и структуры исполнительной
власти, новая система выработки и принятия государственных
решений, снижение административных издержек, реформа госслужбы.
3. Обеспечение интересов экономики и широкого круга собственни-ков
должно базироваться на результатах судебной и правовой реформы,
а также создании завершенной, непротиворечивой, стабильной
и работоспособной системы национального законодательства (законы
должны отвечать на все вопросы, не противоречить друг другу,
часто не изменяться, работать будучи принятыми; ограничение
надзорных органов и бюрократических барьеров и т.д.). Государственная
правовая система должна работать на обеспечение стабильности
(борьба с экстремизмом).
4. Региональная политика должна обеспечить четкость и ясность
разграничения полномочий между уровнями власти, равенство
регионов и граждан (ликвидация системы договоров). При этом
очередной целью региональной политики Центра может стать формирование
и корректировка региональных экономических режимов в целях
обеспечения внешней конкурентоспособности России и увеличения
числа собственников, развития социальной базы власти.
5. Внешняя политика государства ориентируется на приоритеты
направлений СНГ (коллективная конкурентоспособность на глобальном
уровне) и Европы (интеграция в Европу), а также на сохранение
глобальной роли России в обеспечении международной безопасности
в контексте отношений с США и НАТО.
В целом, Послание Президента Федеральному Собранию 2002 года
можно рассматривать как рабочий документ, определяющий текущие
ориентиры и цели государственной политики. В.Путин не сфор-мулировал
принципиально новых идей и подходов, которые выходили бы за
рамки текущей общественной и правительственной дискуссии.
Президенту удалось избежать необходимости четкого выбора
стратегического курса развития с вытекающими из подобного
выбора жесткими задачами реформы власти, собственной команды,
модернизации элиты. Послание не нарушает сложившегося в элите
относительно консенсуса и равновесия сил, что позволяет сохранить
ориентацию политической системы на стабильность. В то же время,
Президент не исключает проведения административной и правительственной
реформы уже в ближайшее время. Однако ее результатом вряд
ли станет кардинальный пересмотр существующего элитного пакта.
Таким образом, все изменения будут носить внутрисистемный
характер.
В.Путин не вполне готов принять стратегию либерального рывка
и радикализации реформ, которая в настоящее время предлагается
ему большинством правящих элитных групп. В то же время, Президент
в целом ориентирован на правоцентристский социально-экономиче-ский
курс, призванный обеспечить России глобальную конкурентоспособность
и формирование в России новой социальной структуры об-щества
(средний класс, массовый мелкий и средний собственник, составляющий
социальную базу власти, основу стабильности общества).