ПЕРЕМЕНЫ В РОССИЙСКИХ ВЕРХАХ: СМЫСЛ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Серьезные перестановки в правительстве давно ожидались, а
их начало прогнозировалось на период между годовщиной избрания
В.Путина Президентом РФ и его официального вступления в должность.
Сейчас ясно, что Президент решил инициировать намеченные перестановки
реорганизацией силового блока. Этот блок не входит в компетенцию
премьер-министра, готовящего ныне самостоятельные планы предстоящей
в апреле реструктуризации правительства. Перестановки среди
силовиков - прерогатива самого Президента.
Своими кадровыми решениями 28 марта Президент решил сразу
несколько проблем:
1. Глава государства четко обозначил стремление быть самостоятельным
от существующих вокруг него центров влияния в лице 'силовиков'
и 'семьи'; Президент увольнением сделал верный шаг к резкому
сокращению контроля 'семьи' над силовыми ресурсами; в то же
время дополнительные силовые ресурсы для наращивания своего
влияния могут приобрести различные 'питерские кланы'.
2. Возрастает роль Министерства обороны*
и Министерства внутренних* дел и одновременно
сокращаются былая роль и объем прежних функций Совета безопасности;
если в прошлом СБ занимался проблемами внешней и оборонной
политики, то теперь в круг его непосредственных обязанностей
будет входить прежде всего руководство завершающими фазами
антитеррористической операции на Северном Кавказе; не исключено,
что через какое-то время будет проведено очередное 'кадровое
обновление' СБ и ему будет возвращен тот или иной статус.
3. Руководить 'силовыми' ведомствами теперь будут только
назначенцы Президента. Никаких 'семейных' ведомств среди силовых
структур теперь нет (В.Рушайло, В.Солтаганов); Президент назначением
В.Рушайло на СБ фактически вывел из-под удара близкого к себе
директора ФСБ Н.Патрушева, ныне отвечающего за ход антитеррористической
операции в Чечне.
4. Еще более четко проявилась долгосрочная тенденция к усилению
позиций ФСБ в структуре силового блока, прежде всего, по отношению
к МВД. Нельзя, впрочем, исключать возможности реорганизации
ФСБ в ближайшей перспективе. Однако, такая реорганизация может
быть проведена по сценарию ее усиления, в частности, путем
включения в ее состав ФАПСИ и ФСО.
5. Реформы в ФСНП свидетельствуют о том, что функции этого
ведомства сконцентрируются на решении внешнеэкономических
вопросов, в частности борьбы с утечкой капиталов. При этом
общие функции с экономической преступностью сохранит МВД и
усилит Счетная палата.
6. Смещение В.Адамова с поста министра по атомной энергии
очевидным образом связано с громкими разоблачениями в прессе
его коррумпированных связей, перекачки капиталов за рубеж,
приобретения там недвижимости. Одновременно В.Адамов не смог
провести через ГД закон, позволяющий переработку в России
ядерных отходов, и убедить широкие круги российского общества
в целесообразности и оправданности такого закона; следует
ожидать если не однозначного отказа нового министра от проекта
В.Адамова по переработке ядерных отходов, то по крайней мере
существенного переноса сроков его рассмотрения в ГД.
7. Президент недвусмысленно дает понять, что в момент, когда,
как ожидается, в Послании Федеральному Собранию 3 апреля им
будет провозглашена программа не самых популярных мер в экономической
и социальной сфере, ему нужны абсолютно лояльные люди на ключевых
постах в правительстве, а также в силовом блоке.
Какие могут быть последствия этих решений?
Только после обнародования 3 апреля стратегических направлений
дальнейшей деятельности правительства можно будет с достаточной
определенностью судить о сохранении или обновлении идеологии
и практики президентского курса, о реальном значении и целях
начатых перемещений в высших эшелонах российской власти. Однако,
последствия этих решений могут быть следующие:
1. Очевидно, что дни администрации А.Волошина в ее нынешнем
виде сочтены. Администрация лишилась противовеса в лице СБ,
а значит, В.Путину как политику, желающему стать более самостоятельным,
не потребуется больше слишком самостоятельная администрация
с А.Волошиным и Сурковым во главе. Одновременно, политическом
плане системное влияние 'семьи' на государственную политику
и на Президента будет сохраняться до тех пор, пока ее представители
продолжают контролировать значимые политические ресурсы.
2. Правительство как институт в настоящее время имеет тенденцию
к усилению. Именно в нем будет вырабатываться политика исполнительной
власти, т.е. фактически политика Президента. В соответствии
с этой логикой, вероятно усиление тенденции перехода к de
facto системе 'президентского кабинета'. В ее рамках именно
Президент является реальным главой исполнительной власти и
напрямую реализует правительственную программу. При этом премьер-министром
может назначаться человек, формирующий макроэкономическую
политику и отвечающий, прежде всего, за работу экономического
блока. В то же время, в рамках логики "президентского
кабинета", пост премьера может занимать и "жесткий
менеджер-администратор", призванный реализовывать президентскую
правительственную политику, опираясь на макроэкономического
вице-премьера.
3. Для завершения процесса консолидации силовых ресурсов
и их выводу из под контроля различных групп прежней политической
элиты, Президенту необходимо также провести замену Генерального
прокурора. Соответственно, отставка В.Устинова и его замена,
предположительно, на Д.Козака, становиться достаточно вероятной.
Не исключено, что Устинов постарается вписаться в предлагаемые
Президентом новые параметры политического поведения и, соответственно,
сохранит свой пост в обозримой перспективе.
4. Президент, 'убрав' Б.Грызлова из Государственной Думы,
продемонстрировал, что политика перевода лидеров политических
партий в исполнительную власть будет развиваться. Если за
Б.Грызловым последуют и другие переводы из Госдумы в Правительство
и администрацию Президента, - это будет свидетельством наличия
плана досрочного роспуска Госдумы осенью-зимой 2001-2002 гг.
5. Потенциально, после консолидации в своих руках силового
ресурса внутренней политики, перед Президентом также открываются
возможности наращивания активности по таким направлениям как
борьба с коррупцией , с оргпреступностью, возврат капиталов,
борьба с незаконной экономической деятельностью и т.д.
30 марта 2001 г.