ГИБЕЛЬ АХМАД ШАХА МАСУДА И ЕЕ ВОЗМОЖНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ
Судьба военно-политического лидера Северного Альянса Ахмад
Шах Масуда до сих пор остается неизвестной (по одним данным
он был убит, по другим ранен и доставлен в российский военный
госпиталь в Душанбе). Но уже сейчас можно говорить о серьезных
изменениях обстановки в Афганистане и вокруг него.
Очень многое говорит за то, что дни Северного Альянса сочтены.
Талибы близки к окончательной победе в многолетней гражданской
войне.
Однако было бы ошибочно полагать, что гибель Масуда как главного
непримиримого противника режима талибов будет способствовать
национальному примирению в Афганистане (в российской печати
уже появились намеки на то, что дескать Масуда устранило его
собственное окружение, желающее заключить мир с талибами).
Национальным примирением называют такие способы выхода из
затяжных конфликтов, при которых достигается компромисс между
воюющими сторонами, а возникающий в результате договоренностей
режим стремится балансировать между разными интересами. Ясно,
что после ухода Масуда талибы установят средневековый режим
и на оставшейся части Афганистана без учета интересов как
оппозиционных политических групп, представленных ныне в Северном
Альянсе, так и непуштунских меньшинств.
Также было бы большим заблуждением полагать, что после установления
власти Талибана на всей территории Афганистана их режим заметно
смягчится и, будучи заинтересованным в прорыве международной
изоляции, начнет постепенную внутреннюю либерализацию. Согласно
этой точке зрения, талибы, постепенно приобретая более цивилизованный
вид, смогут предоставить территорию Афганистана для проведения
газопровода из Туркмении к портам Пакистана, что также заметно
улучшит отношение к ним со стороны западных стран.
Более вероятным представляется иной сценарий. Окончательно
установив свое господство на всей территории страны, талибы
на период консолидации сил международного исламского экстремизма
в этой стране постараются на двусторонней основе установить
ровные и, возможно даже, деловые отношения с сопредельными
центрально-азиатскими государствами - с Туркменистаном и Узбекистаном.
Туркмен-баши уже давно придерживается такой линии в отношениях
с талибами. На границе с Таджикистаном, поддерживающим союзнические
отношения с Россией, талибы попытаются установить режим управляемой
нестабильности, сопровождаемый периодически повторяющимися
провокациями против российских пограничников.
Однако и в случае с Туркменистаном и Узбекистаном не следует
обольщаться возможному первоначальному миролюбию Талибан.
Этой позиции они будут придерживаться лишь до той поры, пока
постсоветские политические режимы в этих государствах стабильны.
Однако после неизбежного ухода с политической сцены нынешнего
поколения центральноазиатских лидеров, при остроте социальных
конфликтов в руководимых ими странах, весьма высоким представляется
риск внутренней дестабилизации в процессе перехода власти
к новым руководителям. Этой-то нестабильностью обязательно
и воспользуются талибы, поддерживая радикальных исламских
экстремистов. Возможно, они даже спровоцируют последних к
антиправительственным выступлениям. В новых условиях крах
постсоветских режимов в Центральной Азии представляется весьма
вероятным. Ни 201-я российская дивизия, расквартированная
в Таджикистане, ни военная помощь России нынешним центрально-азиатским
режимам ничего здесь не изменит. Волна исламского фундаментализма
захлестнет Центральную Азию и Южный Казахстан.
Что делать России в этой ситуации? Очевидно, единственный
выход - это уже сейчас, при очевидной ограниченности ресурсов,
готовиться к интернационализации конфликта, формированию антиталибской
коалиции с участием (в различной форме и степени) стран, заинтересованных
в нераспространении фундаментализма в этом регионе - Китая,
Ирана, Индии - и проводить более жесткую политику на международной
арене против государств, прямо или косвенно поддерживающих
варварский режим талибов - Саудовской Аравии, Объединенных
Арабских Эмиратов, Пакистана, Кувейта, Бахрейна и Катара.
Правительства и правящие круги этих стран должны знать, что
поддержка террористического режима не окажется безнаказанной
со стороны России и ее партнеров.
11 сентября 2001 г.