|
Публикации
| 'Исламизм: глобальная угроза?' | Исторический шанс, предоставленный антимодернизаторскому
исламскому духовенству
ИСТОРИЧЕСКИЙ ШАНС, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ АНТИМОДЕРНИЗАТОРСКОМУ
ИСЛАМСКОМУ ДУХОВЕНСТВУ
Но в 70-х гг. XX века антимодернизаторскому духовенству представился исторический
шанс - возможность использовать обстоятельство, которое не имело отношения к
исламу и не было вызвано к жизни стремлениями или деятельностью духовенства,
а именно - обнаружение и исключительно высокую рентабельность природных источников
углеводородного сырья (нефти и газа) **.
Именно с начала 70-х гг. фиксируется всплеск исламизма, совпавший
с ростом на тысячи процентов доходов от национализированных нефтяных богатств.
В обществе появилось очень много лишних денег, и перераспределение общественного
продукта позволяло расти классу духовенства. Есть утверждения, что в нефтедобывающих
исламских странах с 70-х гг. накопилось 10 триллионов долларов избыточного капитала,
и речь идет в первую очередь о Саудовской Аравии и Иране. Именно в этот период
дают о себе знать два квази-теократических исламистских режима - муфтиекратия
в Саудовской Аравии и муллократия в Иране. И именно они, Саудовская Аравия и
Иран, стали очагами исламизма.
По-разному приобретали свое право на получение доли в избыточном
капитале саудовский и иранский духовные классы. В Саудовской Аравии к моменту
получения сверхприбылей ваххабитское духовенство было интегрировано в политическую
систему, представляющую собой результат компромисса между основателями нынешнего
саудовского государства - династией Саудидов (Аль Сауд) - и потомками лидера
ваххабитского движения Ибн-аль-Ваххаба (Аль аш-Шайх). При этом отношения между
модернизаторской династией Саудидов и ваххабитским духовенством, особенно после
начала королем Фейсалом реформ, были далеко не безоблачными, о чем свидетельствует
подавление ваххабитской революции ноября-декабря 1979 г.
В Иране духовенство пришло к власти в результате длительного
противостояния с модернизаторским режимом династии Пехлеви, закончившегося так
называемой 'исламской революцией' 1978-1979 гг.
Важно подчеркнуть, что духовенство как в Саудовской Аравии,
так и в Иране (даже при шахе) никак нельзя было назвать бедным. Ваххабиты, благодаря
тому месту, которое они занимали в саудовской политической системе, стали участвовать
в дележе фантастической нефтяной ренты с самого начала ее появления. В Иране
перераспределение общественного продукта было более сложным, но уже до так называемой
'исламской революции' ежегодная прибыль аятоллы Хомейни составляла 25 миллионов
долларов. Прибыль других аятолл была соизмерима с этой суммой.
И в Саудовской Аравии, и в Иране духовенство в своей массе
является антимодернизаторским носителем исламизма. И там, и там духовенство
стало пользоваться историческим шансом, реализуя исламизм и распространяя исламистские
постулаты, - тем самым обеспечивая себе условия для выживания и социальной экспансии.
И там, и там оно стремится элиминировать модернизацию-секуляризацию как глобальную
историческую перспективу. Антимодернизаторское духовенство стремится создать
в разных концах света локусы реализации исламизма как идеологии особого исторического
проекта, альтернативного модернизации-секуляризации.
При этом происходит одна важная вещь. Избыточный капитал, к
которому получило доступ антимодернизаторское духовенство, дает возможность
реализовывать исламизм в некотором смысле вопреки логике исторического процесса
- создавать своего рода оазисы, где благополучие и процветание, якобы, обеспечены
точным следованием нормам ислама. 'Саудовское чудо' исключительно затратно (финансово
убыточно), оно обеспечено избыточными нефтедолларами и привлечением иностранных
(в основном западных, неисламских) специалистов, разработанных (и лицензированных)
на Западе высоких технологий. То же самое - и в отношении 'иранского чуда'.
Причем необходимо отметить, что исламистские режимы в экономическом (точнее,
финансовом) отношении в настоящее время выдыхаются. В них просматриваются две
борющиеся силы, одна из которых выступает за ужесточение внутриполитической
и внешнеполитической исламистской линии, а другая - за ее либерализацию и, возможно,
даже полную замену на умеренно-модернизаторскую.
Однако в настоящее время избыточный капитал, которым распоряжается
антимодернизаторское духовенство, все еще направляется на его самовоспроизводство
и территориальную экспансию исламистского проекта (или просто исламизма) как
альтернативы модернизации-секуляризации.
**
Еще один исторический шанс заключается в том, что эти страны являются центрами
ислама, Саудовская Аравия - суннитского и, в определенном смысле, мирового,
Иран - шиитского.
Публикации
| 'Исламизм: глобальная угроза?' | Исторический шанс, предоставленный антимодернизаторскому
исламскому духовенству
|
|