Публикации
| Представительная власть: мониторинг,
анализ, информация | 1997.- ? 4 (21) | IV Съезд Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом - Россия" | Об изменениях в уставе НДР
В.В.Гребенников, заместитель руководителя
Исполкома Совета ВОПД 'Наш дом - Россия'
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В УСТАВЕ НДР
Уважаемые делегаты, уважаемые гости!
На рассмотрение Съезда выносится подготовленный
в Исполкоме и рассмотренный Советом Движения проект изменений
и дополнений Устава нашего Движения.
Позвольте кратко доложить вам о мотивах, побудивших
подготовить этот проект, и целях, которые мы перед собой ставим.
Наш Устав утвержден первым съездом Движения
в мае 1995 года. Решениями второго и третьего съездов в Устав
вносились изменения с учетом изменившихся условий в обществе.
Затем решениями последующих Советов Устав также изменялся и
дополнялся в соответствии с аналогичными изменениями.
Соответственно, перед Движением вставали новые
задачи в связи с окончанием выборов в Государственную Думу,
с проведением предвыборной кампании Президента, с организацией
выборов в представительные органы на местах и субъектах Федерации.
Эти изменения помогали нам наилучшим образом налаживать работу
на каждом новом этапе и одновременно вбирали в себя опыт, накопленный
на предыдущем.
Сегодня перед нами встает задача организации
деятельности Движения в период, когда предвыборные кампании
разных уровней уже не настолько многочисленны, чтобы оказывать
такое же важное воздействие на политическую ситуацию, как в
истекший период.
Другими словами, мы должны научиться работать,
так сказать, в мирное время, ориентируясь не только на участие
в выборных баталиях, но и на работу по организационному укреплению
Движения, расширению его социальной базы, отработке идеологии,
развитию агитационной, пропагандистской работы, налаживанию
сотрудничества с другими общественными и политическими организациями.
Не хотел бы, чтобы у кого-то возникла мысль,
будто об этих проблемах не думал прежде никто. Думали, и очень
много, просто раньше были более важными другие задачи, и мы
упорнее всего решали именно их. Однако при этом исподволь накапливали
опыт долговременной организационной работы.
Этот опыт, в частности, нашел свое отражение
в разных частях представленного вам проекта. Например, задача
укрепления организационного единства нашего Движения обусловила
целесообразность внесения в Устав специального раздела, озаглавленного
'Структура Движения'. В нем подробнейшим образом описана внутренняя
организация Движения, основы которой составляют местные и региональные
отделения и филиалы.
В этом разделе учтен почти уникальный, я не
боюсь этого слова, опыт нашей с вами работы. Ведь всего за неполных
два года создана большая и уже в значительной мере сплоченная
сеть взаимодействующих организаций Движения. Уже много и подробно
говорилось сегодня об этом в докладе, и я не буду повторяться.
Позволю только выразить убеждение в том, что продуманная регламентация
в Уставе структурных вопросов позволит нам эффективно укреплять
и сплачивать Движение.
Далее. Внесен ряд изменений в раздел Устава,
касающийся образования, полномочий и порядка функционирования
руководящих органов Движения. Эти изменения обусловлены необходимостью
упорядочения форм и методов управления нашей организацией во
всех ее звеньях. Вы можете увидеть эти изменения в розданных
вам материалах, я же в упомянутом разделе коснусь только двух
вещей.
Во-первых, предлагается преобразовать Совет
Движения в Политический совет. Прошу вас постараться увидеть
в этом поиске не просто и не только новое и звонкое словечко.
Изменение названия отражает новые функции Совета. Сегодня это
не только коллективный орган по руководству, управлению Движением
в периоде между съездами. Все чаще Совету приходится наряду
с исполнением чисто управленческих задач вырабатывать политическую
оценку происходящих событий и публично высказать эту оценку
от имени Движения. Изменившиеся де-факто функции Совета предлагается
закрепить в Уставе де-юре.
Во-вторых, выясняется, что Политический совет
с расширением своих задач и функций по существу должен создавать
и новые формы реализации этих функций наряду с существовавшими
прежде. Так, практика недавно подсказала необходимость создания
Президиума Политического совета.
Являясь менее многочисленным, чем Совет, и
в силу этого более мобильным, активным, Президиум Совета позволяет
практически в любой момент оперативно обсудить на коллективных
началах вновь возникшую проблему или событие и выразить отношением
к ним.
Таким образом, предлагаемое закрепление в Уставе
нового органа есть отражение, с одной стороны, возросшей активности
нашего Движения, с другой - необходимости быстрого и гибкого
реагирования на происходящие в стране события.
Наряду с этим Устав предусматривает, что Политический
совет, как и прежде, создает комиссии Совета, Исполнительный
комитет Движения, которые, будучи подотчетны и подконтрольны
Совету (что специально в Уставе предусматривается), традиционно
исполняют организационно-распорядительные функции в промежутке
между заседаниями Совета.
В начале своего выступления я говорил о налаживании
долгосрочной работы в период между выборами. Движение должно
быть готово включиться в предвыборную работу. Сегодня уже прозвучало
заявление об участии Движения в избирательных кампаниях 1999
и 2000 годов.
Стремясь создать наиболее надежную организационно-правовую
базу для такого участия, мы старались при подготовке проекта
учесть наиболее вероятные тенденции развития избирательного
законодательства, работа над изменениями которого сейчас уже
ведется. Эти изменения будут внесены с учетом прошедших в течение
1995-1996 годов избирательных кампаний. И мы старались в максимальной
степени избежать неожиданностей, которые могут возникнуть в
связи с рождением этого законодательства.
Этим объясняется появление в Уставе указания
на возможность не только участия в Движении, но и членства в
нем. Вопросы или участия, или членства, по нашему мнению, могут
гибко решать сами региональные организации с учетом нового законодательства.
Движению же в целом тогда не будет грозить опасность, например,
оказаться недопущенным к участию в выборах всего лишь потому,
что в избирательном законодательстве вдруг появится норма о
разрешении участвовать в выборах только политическим организациям,
как это сегодня иногда проглядывает.
Следует отметить, что часть вносимых в Устав
изменений и дополнений представляют собой положения организационно-технического
характера. Проект стал юридически более грамотным и, на наш
взгляд, станет хорошей базой для дальнейшего развития ВОПД НДР.
А для того, чтобы облегчить пользование Уставом
и избавить пользователей, т.е. всех вас, от необходимости все
время хранить в одном месте несколько текстов изменений Устава,
предлагается утвердить новую его редакцию, в которую включены
как более ранние, так и предлагаемые сегодня изменения и дополнения.
Смею вас заверить, уважаемые делегаты, что
об изменениях и дополнениях, вносимых в Устав, можно говорить
еще долго, конкретно, но, учитывая ограниченное время, я остановился
лишь только на наиболее важных моментах предложенного вашему
вниманию проекта.
Готов ответить на вопросы по тем частям Устава,
которые не затронул.
Напоследок скажу лишь, что бояться изменений,
вносимых в Устав на каждом съезде, не следует. Наше Движение
развивается, растет, при этом развивается и растет в обстановке,
которая сама по себе изменяется каждодневно, и постоянно возникают
вопросы как внутреннего, так и внешнего характера, о которых,
может быть, вчера еще никто не догадывался.
Надо понимать, что в течение некоторого времени
в будущем динамичность развития Движения да и общества в целом
будет заставлять нас быстро подстраивать основные организационные
документы Движения под требования момента для обеспечения наиболее
эффективной работы.
Публикации
| Представительная власть: мониторинг,
анализ, информация | 1997.- ? 4 (21) | IV Съезд Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом - Россия" | Об изменениях в уставе НДР
|