А.П.Любимов  
                  
                  ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СТРАНАХ СНГ  
                  Два года подряд в Киргизской республике проходили выборы. 
                    В 1994 году началась подготовка выборов в парламент республики. 
                    На каждое из 105 мест в парламенте претендовало от 14 до 20 
                    кандидатов в депутаты, среди которых 161 представитель 12 
                    официально зарегистрированных партий.
                  Выборам в новый парламент Киргизии предшествовал самороспуск 
                    парламента 22 сентября 1994 года.
                  Нынешний новый парламент - Жогорку Кенеш Киргизской республики 
                    состоит из двух палат - Законодательного собрания и Собрания 
                    народных представителей. Соответственно, в одной палате 35 
                    депутатов, а в другой - 70.
                  Несмотря на то, что официальные государственные органы предприняли 
                    попытку претворить в жизнь демократические процедуры по организации 
                    и проведению выборов в парламент республики, наблюдатели отметили 
                    некоторые недостатки. В частности: просветительская работа 
                    среди населения была организована слабо, поскольку оказалось, 
                    что избиратели 'терялись' и не могли принять решение, столкнувшись 
                    с различными видами бюллетеней и множеством кандидатов; повсеместно 
                    было замечено семейное голосование, когда за всю семью голосовал 
                    один представитель; имелись недостатки в процедуре регистрации 
                    избирателей и кандидатов в депутаты; процедура подсчета на 
                    некоторых избирательных участках проходила небрежно и не профессионально; 
                    отсутствовал должный контроль за финансированием.
                  На наш взгляд, все перечисленные недостатки были возможны 
                    из-за отсутствия соответствующего стабильного законодательства 
                    о выборах в Парламент Киргизии.
                  Выборы Президента Киргизской республики прошли 24 декабря 
                    1995 года на более подготовленной правовой базе.
                  В закон о выборах Президента от 31 августа 1991 года были 
                    внесены изменения и дополнения от 29.09.95 и 05.10.95, которыми 
                    предусматривалось, что при подготовке и проведении выборов 
                    Президента Киргизской республики используется государственный 
                    язык и язык межнационального общения, а выборы назначаются 
                    Законодательным собранием и Собранием народных представителей 
                    Жогорку Кенеша Киргизской республики. Таким образом, для того, 
                    чтобы назначить выборы, необходимы были постановления обеих 
                    палат.
                  Закон о выборах Президента был дополнен также статьями об 
                    основах предвыборной агитации и об ответственности за нарушения 
                    законодательства о выборах Президента Киргизской республики.
                  Кроме того, были приняты различные инструкции Центральной 
                    комиссией по выборам и проведению референдумов по вопросам 
                    организации и проведения выборов Президента республики.
                  Президентами Киргизской республики пожелали стать сначала 
                    14 кандидатов, а подтвердить это сумели всего лишь 6 претендентов. 
                    Не прошли те, которые не смогли собрать 50 тысяч подписей 
                    избирателей, пропорционально численности избирателей в регионах, 
                    для того, чтобы Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 
                    их в качестве кандидатов на пост Президента. Между тем, такой 
                    способ ограничения (пропорциональный сбор подписей избирателей) 
                    числа претендентов не предусмотрен ни Конституцией республики, 
                    ни законом о выборах. Данное ограничение было введено Центральной 
                    избирательной комиссией при поддержке парламента. На то, чтобы 
                    полноценно оспорить правомочность этой меры, у претендентов 
                    было мало времени. Те, кто хотели найти на этот вопрос ответ 
                    в суде, понимали, что они могут столкнуться с негативным к 
                    ним отношением со стороны Центральной избирательной комиссии. 
                    Однако, желающие все равно нашлись и не только по этому вопросу.
                  В преддверии дня голосования прошли три судебных разбирательства 
                    в Конституционном и Верховном судах Киргизской республики.
                  В хронологическом и содержательном порядке это выглядело 
                    так.
                  Во-первых, судебная коллегия по гражданским делам Верховного 
                    Суда Киргизской республики рассмотрела в открытом заседании 
                    в г. Бишкеке 13 декабря 1995 года дело по заявлению Генерального 
                    Прокурора Киргизской республики об исключении подписей из 
                    подписных листов в поддержку претендентов Д.Амамбаева, М.Айболаева, 
                    О.Текабаева, дающих основание на регистрацию кандидатов в 
                    Президенты Киргизской республики и признании недействительными 
                    постановлений Центральной избирательной комиссии по выборам 
                    и проведению референдумов о регистрации кандидатами в Президенты 
                    Киргизской республики Д.Амамбаева, М.Айболаева, О.Текебаева 
                    и регистрации их доверенных лиц.
                  Исследовав собранные по делу материалы, судебная коллегия 
                    решила заявление Прокурора удовлетворить и исключить из подписных 
                    листов, поданных в поддержку указанных кандидатов в Президенты 
                    Киргизской республики определенное количество подписей.
                  На этом основании судебная коллегия Верховного Суда признала 
                    постановления Центральной комиссии по выборам и референдумам 
                    о регистрации данных кандидатов в Президенты не действительными. 
                    Решение было окончательным, обжалованию в кассационном порядке 
                    не подлежало и вступило в законную силу немедленно после провозглашения.
                  Таким образом, поводом для снятия этих кандидатур послужил 
                    протест Генерального Прокурора республики.
                  Во-вторых, Конституционный Суд Киргизской республики рассмотрел 
                    22 декабря 1995 года представление Чуйского областного Кенеша 
                    от 12 декабря 1995 года о признании неконституционными постановлений 
                    Жогорку Кенеша Киргизской республики от 21 ноября 1995 года 
                    'О проведении референдума (всенародного голосования) по внесению 
                    изменений и дополнений в Конституцию Киргизской республики 
                    о единой судебной власти' и от 23.11.1995 года 'Об организационно-финансовых 
                    мерах по проведению референдума в Киргизской республике'.
                  При этом, судом было установлено, что, принимая указанные 
                    постановления, парламент республики допустил расхождение с 
                    Конституцией, проигнорировав положение, предписывающее, что 
                    референдум может быть проведен в порядке, установленном Законом 
                    'О референдуме', который, в свою очередь, содержит определенную 
                    сумму требований, направленных на обеспечение законности, 
                    демократичности всенародного голосования, повсеместного и 
                    инициативного участия в работе по подготовке и проведению 
                    референдума местных представительных органов - областных, 
                    Бишкекского городского, районных и городских кенешей, контроля 
                    с их стороны за процессом подготовительной работы и при проведении 
                    всенародного голосования. Кроме этого, статьи 19-23, 25, 26, 
                    31-36, Закона 'О референдуме', от 28 июня 1991 года предписывают 
                    однозначный, безальтернативный порядок образования областных, 
                    Бишкекской городской и участковых комиссий референдума из 
                    числа граждан, выдвинутых областными, районными, городскими 
                    общественными, общественно-политическими организациями и массовыми 
                    движениями, а также общими собраниями трудовых коллективов, 
                    их советами, органами территориального и общественного самоуправления 
                    населения, собраниями граждан по месту жительства.
                  Постановления парламента содержали предписания Центризбиркому 
                    провести организацию и проведению референдума (всенародного 
                    голосования) с использованием окружных и участковых избирательных 
                    комиссий, образованных для выборов Президента Киргизской республики. 
                    Принципы же образования окружных и участковых избирательных 
                    комиссий по выборам Президента имеют совершенно иную правовую 
                    основу и участия местных кенешей в этом процессе не предусматривают.
                  Таким образом, постановления парламента, имеющие нормативный, 
                    но, вместе с тем, подзаконный характер, вторглись в сферу 
                    законодательного регулирования, в том числе нарушив конституционное 
                    требование о недопустимости подмены местного самоуправления, 
                    составляющее одну из основ конституционного строя республики, 
                    установленное статьями 91-95 Конституции Киргизской республики, 
                    и которое не может быть ограничено органами государственной 
                    власти. Вместе с этим, Парламент республики постановлениями 
                    о назначении и проведении референдума нарушил и пункт 1 статьи 
                    7 Конституции Киргизской республики, закрепляющий принцип 
                    разделения государственной власти и местного самоуправления.
                  Исходя из названных и других аргументов, Конституционный 
                    суд республики решил признать указанные постановления парламента 
                    неконституционными.
                  В-третьих, Конституционный суд своим решением от 23 декабря 
                    1995 года признал конституционным постановление Центральной 
                    комиссии по выборам и проведению референдумов от 10 ноября 
                    1995 года ? 4 'О порядке и сроках сбора подписей граждан в 
                    поддержку выдвигаемого кандидата в Президенты Киргизской республики', 
                    в котором установлен сбор подписей в поддержку выдвигаемого 
                    кандидата по регионам, пропорционально количеству избирателей, 
                    а требования претендентов на пост Президента Киргизской республики 
                    О.Текебаева и М.Айбалаева, изложенные в их заявлениях о признании 
                    неконституционным постановление Центризбиркома оставил без 
                    удовлетворения.
                  Не вдаваясь в более детальный анализ содержания указанных 
                    решений третьей ветви власти Киргизской республики, следует 
                    констатировать тот факт, что официальные государственные должностные 
                    лица и органы пытаются разрешить отдельные возникшие правовые 
                    коллизии в судебном порядке и это является важным положительным 
                    фактором развития правового государства.
                  Относительно самого дня выборов Президента (голосования), 
                    то наблюдателями были выявлены хронические нарушения, которые 
                    имели место и на парламентских выборах. К числу нарушений 
                    следует отнести следующие замечания:
                  - на некоторых избирательных участках находились агитационные 
                    материалы, в виде портретов кандидатов в Президенты Киргизской 
                    республики;
                  - семейное голосование, когда одни или двое членов семьи 
                    приносили паспорта и просили дать разрешение голосовать за 
                    своих членов семьи;
                  - при организации и проведении выборов совершенно выпал вопрос 
                    финансирования, который должен был быть под пристальным вниманием 
                    и контролем Центризбиркома.
                  Кроме этого, представители Славянского университета и фонда, 
                    Казачьего центра, а также другие представители славянской 
                    диаспоры Киргизии высказывали мнение, что в основном они оказали 
                    поддержку на выборах ныне действующему Президенту Киргизии 
                    за ту работу и политику, которую он ведет по сохранению межнационального 
                    согласия по отношению к русско-говорящему населению. В то 
                    же время они отметили, что Киргизская республика и высшие 
                    государственные должностные лица, которых поддержала славянская 
                    диаспора на парламентских и президентских выборах, несут ответственность 
                    за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, 
                    экономических, социальных и культурных прав русско-говорящих 
                    граждан и славянской диаспоры в целом. Судить о их работе 
                    будут по конкретным делам. Голосовать на следующих выборах 
                    будут за тех, кто себя зарекомендовал не на словах, а на деле.
                  Сегодня политика направлена на предотвращение массового исхода 
                    наших соотечественников, давно осевших за пределами своей 
                    исторической родины, из Киргизской республики.
                  Такая политика должна сохраниться, ибо россияне вправе оставаться 
                    в тех государствах, где они родились или проживают в течение 
                    многих лет.