Идея о перераспределении постов в Государственной
Думе была активизирована за два дня до голосования по вотуму
недоверия правительству. Вопрос витает в воздухе еще со времен
прошлогоднего парламентского кризиса, разразившегося из-за так
называемого 'пакетного соглашения'. Тогда, 'Единство' и 'Нардеп'
блокировались с коммунистами, с тем чтобы поделить между собой
большую часть постов председателей комитетов. В результате из
28 комитетов 'Единство' и 'Нардеп' получили по 6, КПРФ - 9.
В результате, Компартия стала лидером по количеству постов
в обмен на поддержку прокремлевских предложений. По мере развития
политической ситуации амбиции группы 'Народный депутат' росли.
И не удивительно, что вопрос о переделе был инициирован именно
ею. Весьма вероятно, что имелась и санкция влиятельных сил
в администрации Президента, которые, с одной стороны, желают
окончательно изолировать оппозицию, а с другой - вывести 'Нардеп'
на лидерские позиции в Думе. Усилившийся 'Нардеп' и сохраняющее
свои позиции 'Единство' будут взаимно сдерживать друг друга,
а при необходимости кто-то из них сможет нанести союзнику
неожиданный удар.
Судя по заявлениям 'Нардепа', группа готовит некий проект
постановления, который предусматривает сокращение числа комитетов
с 28 до 16-17. Такой вариант представляется более грамотным,
чем попытка устроить 'переворот' в каждом отдельно взятом
комитете. Возможность слияния комитетов, в принципе, была
заложена в структуре Думы с самого начала. Мысль о слиянии
выглядит логичной и благовидной, тем более что тематика многих
комитетов пересекается, многие имеют слишком узкую специализацию,
что естественно ограничивает эффективность их работы.
'Народный депутат' предполагает внести проект постановления
в апреле. Вероятно, в отношении других фракций 'Нардеп' будет
вести себя осторожно, прощупывая почву и применяя комбинированную
тактику посулов и давления. Причем переговоры, видимо, будут
вестись в основном с малочисленным группами, которым принадлежит
по одному-два комитета (ОВР, СПС, ЛДПР, Регионы России). Момент
в этом смысле выбран правильно, так как коммунистов вполне
можно вообще исключить из переговорного процесса, после того
как была продемонстрирована их несостоятельность при вынесении
вотума недоверия.
Попробуем предположить, какой может быть вероятная новая
структура комитетов:
1. Комитет по законодательству и госстроительству. (Может
быть образован путем слияния комитетов по законодательству
(СПС) + по госстроительству (КПРФ).
2. Комитет по промышленности, энергетике и экономической
политике (комитет по энергетике, транспорту и связи ('Единство')
+ комитет по экономической политике и предпринимательству
(КПРФ) + комитет по промышленности (КПРФ).
3. Комитет по делам федерации, местного самоуправления и
региональной политике (комитет по вопросам местного самоуправления
('Нардеп') + комитет по делам федерации и региональной политике
(КПРФ).
4. Комитет по образованию, науке и культуре (комитет по охране
здоровья и спорту ('Нардеп') + комитет по образованию и науке
(КПРФ) + комитет по культуре и туризму (КПРФ) + комитет по
делам женщин, семьи и молодежи (КПРФ).
5. Комитет по социальной политике (комитет по труду и социальной
политике (КПРФ) + комитет по делам общественных объединений
(КПРФ) + комитет по делам национальностей (КПРФ) + комитет
по делам ветеранов (ОВР).
6. Комитет по природопользованию (комитет по природным ресурсам
и природопользованию ('Единство') + комитет по аграрным вопросам
(АПГ) + комитет по экологии ('Единство').
Комитеты, которые, скорее всего, сохранятся без изменений:
7. Комитет по бюджету и налогам - Регионы России
8. Комитет по кредитным организациям - 'Нардеп'
9. Комитет по собственности - 'Единство'
10. Комитет по обороне - 'Нардеп'
11. Комитет по безопасности - 'Единство'
12. Комитет по международным делам - 'Нардеп'
13. Комитет по делам СНГ - ОВР
14. Комитет по регламенту - 'Единство'
15. Комитет по информационной политике - ЛДПР
16. Комитет по проблемам Севера и Дальнего востока - 'Нардеп'
Приведенный расклад новых комитетов, безусловно, является
своего рода 'предельным вариантом'. Возможность того, что
КПРФ действительно лишится всех своих комитетов до одного,
невелика, хотя в принципе она существует. Вполне возможно,
что в результате торга коммунистам отдадут, например, два
комитета. В этом случае наиболее вероятными 'кандидатами'
на передачу под контроль КПРФ из перечисленных 'новых' комитетов
представляются - комитет по делам Федерации и комитет по природопользованию.
Вполне естественно, что оппоненты компартии пожелают максимально
'отрезать' коммунистов от их традиционных рычагов давления:
социальной и экономической сфер. В результате, коммунисты
потеряют возможность проводить свои 'пиаровские' заявления,
подкрепляя их авторитетом соответствующих комитетов. В то
же время, тематика комитетов по делам Федерации и по природопользованию
наиболее нейтральна, либо потребует от председателей реальной
работы и оставит минимум пространства для 'пиаровских' маневров.
Как возможный вариант, можно рассмотреть также следующий
сценарий. Для обеспечения поддержки малочисленных фракций
в 'переделе' Госдумы 'Единство' и 'Нардеп' могут попытаться
переманить некоторые из них на свою сторону предложив им по
1-2 новых комитета. Наиболее вероятными кандидатами на такое
'вознаграждение' представляются фракций: ОВР и СПС. В таком
случае, этим фракциям могут быть либо предложены упомянутые
комитеты по делам Федерации и по природопользованию (при этом
коммунисты остаются 'не у дел'), либо - более мягкий по отношению
к КПРФ вариант - эти два комитета передаются коммунистам,
а два других отдают ОВР и СПС. При этом вполне возможно создание
еще одного нового комитета произвольным образом на базе одного
или нескольких старых.
Наиболее вероятным постом для передачи ОВР видится пост председателя
комитета по социальной политике. Не исключено, что на эту
должность будет предложен, к примеру, А.Исаев, который весьма
активно проявил себя на ниве социальной политики вообще и
профсоюзного движения в частности. Кроме того, по слухам,
оппоненты КПРФ вынашивают планы смещения нынешнего руководства
профсоюзов и А.Исаев, хотя и не напрямую, называется некоторыми
источниками в качестве одного из вероятных преемников нынешнего
профсоюзного лидера.
В любом случае, вопрос по перераспределению комитетов остается
открытым. На сегодняшний день ни одна из думских фракций не
может претендовать на контрольный пакет. Тем более, что абсолютно
не ясен вопрос с поддержкой и предпочтениями основных игроков,
находящихся вне стен Государственной Думы, которые в этот
раз могут сделать ставку на перспективные, а главное - эффективные
фракции.
21 марта 2001 г.