ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ 'ОТЕЧЕСТВА'
И 'ЕДИНСТВА'
В процессе реформы партийно-политической системы, которая должна
быть реализована после принятия нового закона "О партиях"
в течение 2001-2002 гг., одной из основных задач является реорганизация
"Единства", создание на его базе или вместо него более
эффективной и дееспособной "президентской партии".
Очевидно, что "Единство" в своем нынешнем виде и со
своим нынешним потенциалом решить эту задачу не в состоянии.
Именно поэтому реорганизация "Единства" соответствует
долгосрочным политическим интересам В.Путина.
Эффективность новой центристской партии пока представляется
сомнительной. Предполагаемое объединение рискует оказаться
"безыдейным", сформированным с помощью сугубо административных
ресурсов и опирающимся только на рейтинг Президента. Его слабость
окажется очевидной, если будет идти реальная консолидация
левого (КПРФ) и правого (СПС) крыльев партийно-политической
системы, выстроенных идеологически. Очевидно, что 'безыдейная'
структура не сможет стать опорой В.Путину (скорее, наоборот,
- он будет подпирать ее) и не сможет компенсировать вероятное
ослабление личной популярности главы государства и "поддержать"
Президента в случае необходимости.
В предпринятой политической комбинации 'Отечество' используется
как инструмент достижения определенных целей и решения ряда
задач. Лужковское движение может оказаться полностью поглощенным
"Единством", если новое объединение будет строиться
главным образом на основе административного ресурса "Единства".
В этом случае неминуемо превращение нового объединения в "партию
власти" последних лет со всеми ее достоинствами и недостатками.
Максимальный срок реального существования такой структуры
не превышает 4-5 лет (один электоральный цикл).
Не исключен и откол от 'Отечества' ряда 'левых' организаций
и в первую очередь 'Союза труда', который постарается занять
левоцентристскую нишу.
Одной из задач реорганизации является выведение с политической
сцены представителей старой "ельцинской элиты",
не являющихся в полной мере членами президентской команды.
В процессе принятия решений по объединению "Отечества"
и "Единства" на публичном уровне не был задействован
Е.Примаков. Ветеран российской политики либо взял паузу, либо
был фактически отстранен от принятия решения. Нынешнее игнорирование
примаковского ресурса может быть компенсировано только в случае
его лидерства в объединенной фракции или в случае его возвращения
на государственную службу, например на пост министра иностранных
дел.
Одним из самых важных последствий объединения 'Отечества'
и 'Единства' станет существенное изменение расстановки сил
на грядущих выборах в Государственную Думу. Политическую элиту
России ждет неприятный сюрприз: скорее всего, 'Единое Отечество'
не только не наберет ту сумму голосов, которую набрали 'Единство'
и 'Отечество' в 1999 году, но и не дотянет даже до результата
одного 'Единства'.
Во-первых, исчерпан пафос борьбы с ельцинским прошлым, в
немалой степени способствовавший успехам обоих объединений.
Во-вторых, 'Единство' уже утратило привлекательную новизну
и загадочность. Оказалось, что никакой это не 'Медведь', а
обыкновенная 'контора'.
В-третьих, и та, и другая организация в результате объединения
утратили симпатии левоцентристской части избирателей, давших
им значительный процент голосов.
В-четвертых, исчерпан пафос взаимной борьбы, привлекавшей
в 'Отечество' противников искусственного, бюрократического
и целиком проправительственного 'Единства', а в 'Единство'
- противников так называемого бюрократического, номенклатурного
капитализма Ю.Лужкова.
Очевидно, что в политическом спектре России возникает своего
рода 'черная дыра' - незанятое место между КПРФ и 'Единым
Отечеством'. 'Вселенная не терпит пустоты' и в ближайшее время
пустующая ниша обязательно будет занята какой-нибудь силой,
которая сумеет использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах.
И эта новая сила - при умелой и жесткой политике - имеет сегодня
все возможности для того, чтобы существенно потеснить своих
конкурентов справа и слева.
13 апреля 2001 г.