РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
На днях российская внешняя политика продемонстрировала ненужную
активность в ненужное время и не на том направлении. Речь идет
о встрече с Президента РФ с премьер-министром Японии в Иркутске.
Сам момент встречи был выбран не особенно удачный - позиции
Иосиро Мори в самой Японии слишком слабы и его уход в отставку
дело почти решенное. Резон для встречи с подобным собеседником
не совсем ясен.
Как представляется, проведя нынешнюю встречу, Россия открывает
дорогу реализации негативного сценария, предполагающего форсирование
Японией заключения мирного договора, параллельно с тем или
иным разрешением "проблемы" Курильских островов.
Нашей чрезвычайно серьезной ошибкой может стать выход на подписание
договора с конкретными параметрами решения этого вопроса.
Через отсылку к Декларации 1956* в
Иркутском заявлении от 25 марта с.г. в сочетании с комментарием
Президента мы сами определили невыгодное нам направление дальнейшего
взаимодействия с японской стороной.
Очевидно, что констатации сделанные в Иркутском заявлении,
идут гораздо дальше тех компромиссов, на которые соглашались
М.Горбачев и Б.Ельцин.
Насколько нам нужно это движение и чем оно предопределяется?
Как представляется движущей силой 'продвижения' является целый
ряд мифов, от которых необходимо избавится. В принципе в отношении
Японии нам следует исходить из следующих положений:
Япония не представляет и вряд ли в обозримом будущем будет
представлять собой надежного и искреннего союзника, поэтому
какое-либо форсирование отношений с нею является неоправданным.
В связи с этим и заключение мирного договора с Японией не
может быть самоцелью российской дипломатии, как это нередко
представляется сейчас. Пропагандистское клише, согласно которому
отсутствие мирного договора чуть ли не равнозначно состоянию
войны, с международно-правовой точки зрения совершенно несостоятельно.
Поэтому целесообразно исходить из необходимости заключения
договора 'о мире, дружбе и сотрудничестве', реальным содержанием
которого должно стать именно сотрудничество. Договор должен
быть заключен с целым рядом умолчаний, в том числе и по территориальному
вопросу и с нашей стороны не должно быть какого-либо форсирования
подготовки такого договора и стремления охватить им как можно
более широкую сферу.
В связи с этим представляют интерес результаты опросов общественного
мнения (рубеж 1998-1999 гг.), которые подтвердили традиционно
прохладную индифферентность японцев к России и уменьшение
значения в их сознании территориального вопроса. Россияне
же, подтвердив свое благожелательное в целом отношение к 'стране
восходящего солнца', в подавляющем большинстве (55%) высказались
резко против передачи островов Японии.
Россия в данный момент слишком слаба, чтобы подписывать с
государствами региона обязывающие ее договоры. Закрепив нынешнюю
слабую и весьма невыгодную для нас позицию в международно-правовом
документе, мы спроецируем нынешнюю слабость в будущее. В дальнейшем
России будет трудно реализовывать свои интересы, когда на
ее пути будет стоять весьма сомнительный со стратегической,
но безупречный с юридической точки зрения документ. На современном
этапе оптимальным вариантом возможного договора с Японией
является сугубо формальный документ.
Какое-либо обсуждение вопросов о территориальных уступках
- и в связи с подготовкой этого договора, а также последующих
- является абсолютно неуместными и может породить только ряд
схожих требований со стороны других государств. При мотивации
внешнеполитических действий необходимо однозначно исходить
из того принципа, что у России территориальная проблема отсутствует.
И в такой ситуации даже нахождение паллиативных решений наносит
урон российской стороне.
Муссирующийся в течение длительного времени тезис о важности
экономического взаимодействия с Японией также весьма сомнителен.
На протяжении нескольких лет товарооборот между Российской
Федерацией и Японией остается на стабильном уровне и 'потепление'
политических отношений существенного влияния на него не оказывает.
Увеличению товарооборота мешают объективные причины - сама
структура экспорта-импорта. Япония импортирует из России сырья
и цветных металлов столько, сколько диктуют ее потребности,
и не будет увеличивать импорт до тех пор, пока эти потребности
не возрастут. Закупки Россией японских товаров по государственной
линии также определяются внутренним фактором - наличием валютных
запасов - и не зависят от внешнего влияния. Нынешний объем
товарооборота поддерживается преимущественно за счет торговли
частных контрагентов, которые ориентируются на внутриэкономическую,
а не на внешнеполитическую конъюнктуру.
Рост японских инвестиций в российскую экономику также определяют
прежде всего внутренние причины, которые в данный момент этому
не благоприятствуют. Япония едва выбралась из кризиса. Ее
финансовые возможности меньше, чем в докризисный период. К
тому же наиболее значительные потоки инвестиционного капитала
Токио сейчас ориентирует на регион Юго-Восточной Азии, на
помощь экономикам стран, где имеются стратегические японские
интересы. В такой ситуации ожидание серьезных японских инвестиций
,* мягко говоря, несерьезно.
Вместе с тем, не вызывает сомнения, что японское инвестирование
в российский Дальний Восток, прежде всего в инфраструктуру
Сахалинской области и собственно островов Курильской гряды,
сохранится. Политическая цель подобных действий очевидна.
В принципиальном плане целесообразно исходить из того, что
роль и место российско-японских отношений во внешней политике
России чрезвычайно завышены, причем исключительно по субъективным
причинам. Это, в значительной мере, результат многолетней
прояпонской информационной кампании.
Что касается дальнейшего развития событий на японском направлении
внешней политики. То здесь можно выделить два принципиальных
варианта.
Негативный. Мы и дальше продвигаемся в направлении, заданном
японской стороной. Это направление чрезвычайно удобно для
тех внешнеполитических чиновников, которые будут 'плыть по
течению', заданному японской стороной. В результате уже к
июньской встрече Большой восьмерки российская сторона будет
делать дальнейшие заявление в развитии Иркутского документа.
Таким образом, к концу года, мы выйдем на обсуждение конкретных
параметров территориального вопроса, которые, в результате,
могут привести или к 'гонконгскому варианту' или к его более
растянутой во времени версии. То есть, японская сторона может
согласиться на совместное хозяйствование под российским суверенитетом,
закрепив вместе с тем, конкретные сроки или условия перехода
островов (или двух из них) под японский суверенитет, с продолжением
на определенный срок совместной хозяйственной деятельности.
При этом не надо обольщаться тем, что все сроки могут казаться
весьма отдаленными по времени - Япония как страна сильная,
может позволить себе долгосрочную политическую игру. Восточные
люди умеют ждать.
Позитивный. Иркутское заявление окажется проигнорированным
самой российской стороной. И Декларация 1956 г., равно как
и более поздние документы будут интерпретироваться в строгом
соответствии с их буквой, а не с тем 'духом', которые в них
вкладывает японская сторона. Другими словами, мы сохраним
'готовность обсуждать вопросы Курил', но только обсуждать,
при этом в осуждении мы будем придерживаться идеи совместного
хозяйственного использования, при абсолютном сохранении российского
суверенитета. С тем чтобы это совместное хозяйственное использование
не вылилось в де-факто неограниченное японское присутствие
нам следовало бы максимально детально продумать и предложить
японцам свой план этих действий. Принципиальной основой этого
плана должен стать концессионный тип японского участия в хозяйственной
деятельности (стоит вспомнить НЭПовский опыт 1920-х годов),
с одной четкой оговоркой - ограничением сколько-нибудь значительного
присутствия японской рабочей силы на островах. Японцы на островах
- это основной аргумент для изменения их статуса.
27 марта 2001 г.