ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ ГОДА
Прошедший год едва ли займет заметное место в современной
истории России. Он был беден на крупные события переломного
характера (исключением из этого ряда можно назвать лишь трагедию
на Дубровке), на глубокие политические изменения. В 2002 году
не произошло кадровой революции в верхах, которая так долго
ожидалась в политических кругах в течение первых лет президентства
В.Путина. Его значение, скорее всего, будет определяться тем,
что именно в этом году зародились некоторые тенденции, теоретически
способные в перспективе оказать серьезное влияние на политическое
развитие России.
В первую очередь речь идет о наметившемся разделении сфер
деятельности между президентом и правительством. Президент
во все большей степени стал концентрироваться на проблемах
международной политики, обороны, безопасности страны, государственного
строительства. В то время как роль правительства в разработке
и реализации социально-экономической политики ощутимо выросла.
Индикатором роста самостоятельности кабинета министров стало
несогласие премьера с президентом по вопросам административной
реформы и темпам экономического роста, которое М.Касьянов
публично выразил 15 мая, выступая в Государственной Думе.
В принципе постепенное превращение правительства во второй,
параллельный института президента, центр власти, по-видимому,
представляет собой определенную закономерность развития современной
российской политической системы, которая задумывалась ее создателем
Б.Ельциным как моноцентристская, что нашло правовое оформление
в действующей Конституции России. Дело в том, что поскольку
в этой системе обнаруживается явный дефицит политически ответственных
акторов (политическая ответственность президента в Конституции
прописана весьма условно), именно правительство, если, конечно,
оно эффективное берет на себя функцию ответственного центра
принятия решений, вынужденного выстраивать балансы сил и интересов.
Эта ответственность регулируется соответствующими правовыми
нормами, ставящими правительство в зависимость от президента
и в гораздо меньшей степени - от Государственной Думы.
Б.Ельцин решал возникающие противоречия между логикой Конституции
и реальным усилением роли правительства как центра принятия
решений просто - путем отставки ставших излишне влиятельными
кабинетов министров. В 1998 году так произошло с правительством
В.Черномырдина, годом позже - с кабинетом Е.Примакова. Не
приходится сомневаться, что если бы М.Касьянов позволил бы
себе публично не соглашаться с Б. Ельциным, то уже в тот же
день они лишился бы премьерского поста. В.Путин, однако, оставил
демарш М.Касьянова без внимания. Это дает основание предполагать,
что он спокойно относится к дальнейшему укреплению правительства
как института и центра принятия решений. Если данная тенденция
окажется устойчивой, то это может сформировать условия для
постепенной трансформации суперпрезидентской политической
системы в России в смешанную президентски-парламентскую по
типу V Республики во Франции. В целом подобные изменения,
безусловно, будут носить позитивный характер, поскольку они
ведут к созданию более динамичной политической системы с ответственными
институтами, обладающими четко определенными сферами компетенции.
Другой особенностью прошедшего года стало формирование в
основных контурах своеобразной конвенции во взаимоотношениях
между президентом и элитами. Она сводится к следующим ключевым
позициям. Элиты консолидируются вокруг президента как безусловного
лидера страны и элит, отказываются от какой бы то ни было
критики в его адрес. В ответ президент фактически минимизирует
вмешательство в дела большого бизнеса, в том числе и в вопросах
раздела собственности. Президент уменьшает свою роль в разработке
социально-экономической политики. И, наконец, глава государства
препятствует использованию правоохранительных органов как
инструмента регулирования конкуренции между компаниями и средства
давления на них в интересах тех или иных групп бюрократии.
Правда, происшедшие в конце года изменения балансов сил в
пользу старокремлевских кланов (прежде всего, т.н. ельцинской
'семьи')[1] могут поставить под сомнение устойчивость этой
конвенции. Однако думается, что президент В.Путин сделавший
достижение стабильности верхов одним из главных приоритетов
своей политики, скорее всего, уравновесит 'сверхлимитные'
уступки 'семье' решениями в интересах других групп истеблишмента.
И, наконец, огромное влияние на политический процесс в прошедшем
году получила трагедия 'Норд-Оста'. Она продемонстрировала
большие проблемы российской политической системы. Внешне консолидированная
и хорошо управляемая, она начинает испытывать заметные трудности
в моменты кризисов. Это в первую очередь проявляется в дефиците
институтов, способных принять решение и взять ответственность
за него. В то же время она показала, что у этой системы есть
еще ресурс реагирования на новые вызовы: сразу после этих
событий начались пусть и не столь интенсивно, как хотелось
бы, поиски новых решений чеченской проблемы.
[1] Речь идет об аукционе по 'Славнефти', выигранном 'Сибнефтью'
и ТНК, о затягивании реформы электроэнергетики в интересах
'семьи', о начавшихся нападках на 'Газпром', которые расцениваются
экспертами как прелюдия к попыткам раздела компании и т.п.
26 декабря 2002 г.