Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/excl_01.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:32:37 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Спецпроекты | Эксклюзив | ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (выдержки из аналитического документа от 9 ноября 2003 г.)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
(выдержки из аналитического документа от 9 ноября 2003 г.)

...............

...............

РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

В решаемой Президентом задаче переформатирования всей политической системы, реформе Правительства РФ отводится особое и ключевое значение. После того, как Президент изменил собственную роль в политической системе (единственный автор и оператор системных внутриэлитных договоренностей) и трансформировал в соответствии с этим роль администрации Президента (консолидация команды и "властной коалиции", функции контроля), роль правительства в рамках "нового курса" также меняется и усиливается. Именно кабинет министров становится ключевым институтом непосредственной реализации политического и социально-экономического курса.

В этих условиях шансы М.Касьянова сохранить пост премьера стремительно упали и в настоящее время могут рассматриваться как сугубо гипотетические. В ближайшее время давление на председателя Правительства будет усиливаться. Основная роль здесь отводится новому заместителю главы администрации Президента И.Шувалову, который единственный их "новых назначенцев" в АП не является членом "команды Президента".

Таким образом, Президент стремится избежать лобового столкновения своей "команды" с правительством (имея ввиду, прежде всего, председателя правительства и его аппарат), дает время для консолидации новой команды и отстройки ее функционирования в рамках АП. Кроме того, такое прямое обострение не выгодно до исхода парламентских выборов.

В то же время, "давление на Касьянова" должно быть усилено и это делается через И.Шувалова, который, в зависимости от ситуации и своих действий, может быть интегрирован в перспективе в качестве одной из ключевых фигур в новую "властную коалицию" Путина. На данный момент И.Шувалов поставлен в ситуацию выбора, когда он может или доказать свою готовность "интегрироваться" в новый курс Путина, или не принять это предложение.

Основными задачи И.Шувалова на данный момент становятся контроль и блокирование "резких движений" М.Касьянова, отработка планов социально-экономических реформ "под второй срок" Путина (т.н. "группа Шувалова" по удвоению ВВП), а новая структура правительства с учетом административной реформы.

Базовый сценарий реформирования кабинета министров предполагает его обновление после президентских выборов (март- май 2004 года), в рамках конституционной процедуры отставки правительства перед вновь избранным Президентом.

Новое правительство будет формироваться на основе новой структуры органов исполнительной власти в рамках административной реформы.

При этом, формирование нового правительства в базовом варианте будет учитывать идею т.н. "правительства парламентского большинства" (однако только в случае получения большинства "ЕР" и отсутствия раскола). Непосредственно это будет выражаться в особом режиме консультаций с "ЕР" по структуре и кадровому составу будущего правительства, а также, возможно, в рекрутировании отдельных "статусных" депутатов в кабинет министров.

В то же время, при определенных обстоятельствах, не исключен форсированный вариант реформы правительства. Это произойдет в том случае, если М.Касьянов начнет собственную (или инициированную "старыми элитами") политическую игру (в т.ч. с прицелом на участие в президентских выборах), а также в том случае, если действия И.Шувалова будут выходить за рамки базового сценария. Дополнительными факторами перехода к форсированному варианту реформы правительства могут стать итоги выборов в Госдуму (в частности вероятность раскола "ЕР"), а также эскалация конфликта со "старыми элитами", выстраивание ими логики борьбы с В.Путиным на президентские выборы марта 2004 года.

Форсированный вариант реформы правительства будет предполагать снятие М.Касьянова с его поста уже в конце января - середине февраля 2004 года с назначением на должность исполняющего обязанности премьер-министра или В.Христенко или А.Кудрина. При этом задачей такого технического кабинета будет довести ситуацию до марта и только после этого уже будет назначен "постоянный" премьер-министр.

Следует учесть, что в "форсированном варианте" назначение и.о. премьер-министра А.Кудрина будет означать, что он станет постоянным премьером и после выборов Президента, тогда как в отношении В.Христенко этот сценарий не очевиден.

В том случае, если предпосылок для форсированной реформы кабинета министров на рубеже 2003-2004 гг. не сложится, кабинет будет обновлен в штатном режиме в конце марта - апреле 2004 года. Главным вопросом является фигура будущего главы кабинета министров. На данный момент просматриваются пять возможных вариантов:

1. Алексей Кудрин
На данный момент А.Кудрин является главным кандидатом на пост премьер-министра, поскольку представляет собственно "команду Президента" и имеет достаточно либеральный и приемлемый для международного сообщества имидж. Кудрин является в команде Президента одним из лидеров т.н. "либералов" и вполне может устроить "силовиков". Фигура Кудрина на посту главы правительства будет также означать сохранение модели "кабинета реформ" . Кудрин фактически уже начал свою PR-кампанию за назначение на пост премьер-министра.

2. Сергей Иванов
Альтернативой А.Кудрину на пост премьера собственно в команде президента является только нынешний глава Минобороны, представитель "силовиков" Сергей Иванов.

Однако его назначение на пост премьер-министра означало бы формирование не столько "экономического", сколько "политического правительства", причем с очевидной ориентацией на "мобилизационный" режим развития. Кроме того, назначение С.Иванова означало бы серьезный крен и в команде Президента, и в новой "властной коалиции" в сторону "силовиков" .

В силу всех этих обстоятельств, назначение С.Иванова на пост главы правительства возможно только в случае форс-мажорного развития событий - резкого осложнения внутриполитической и внешнеполитической ситуации, перехода Президента к силовой стратегии консолидации власти, "мобилизационному" экономическом курсу.

В связи с этим С.Иванов, скорее всего, будет оставаться на протяжении ближайших лет своего рода "запасным вариантом" премьер-министра как раз на случай политического и экономического форс-мажора.

3. Игорь Шувалов
Шувалов претендует на пост премьер-министра и может рассматриваться Президентом в качестве кандидатуры в рамках сценариев нового компромисса между элитными группами (новая простройка отношений с бизнесом, определенный компромисс со старыми элитами) и проведения радикальной административной реформы.

В то же время, он очевидно не входит в команду Президента и его назначение на пост премьера было бы, скорее, вынужденным шагом для Путина. Необходимым условием выбора кандидатуры Шувалова является также готовность последнего к подчеркнуто "технократической", "деполитизированной" позиции и сокращение своих связей со "старыми элитами" .

При этом, серьезной проблемой являются также крайне сложные личные отношения И.Шувалова с А.Кудриным. Данная кандидатура не может быть однозначно поддержана и силовиками. С одной стороны, это еще больше ограничивает шансы И.Шувалова. С другой, в том случае, если В.Путин в силу политических обстоятельств должен будет выбрать "сценарий с Шуваловым", он сможет эффективно выстроить ему систему противовесов в правительстве, в частности через назначение А.Кудрина первым и единственным вице-премьером.

4. Виктор Христенко
Как у же отмечалось, Виктор Христенко может рассматриваться как возможный вариант назначения технического и.о. премьер-министра в форсированном варианте обновления правительства, в случае необходимости ускорения отставки М.Касьянова.

В то же время, В.Христенко имеет определенные шансы и на то, чтобы занять пост премьер-министра на постоянной основе. Условия для этого могут сложиться опять же в случае необходимости "компромисса" в рамках новой властной коалиции. При этом Христенко, в случае своего назначения на пост премьера, будет олицетворять "техническую" роль правительства, что может повлечь частичное возвращение стратегических функций определения социально-экономической политики в АП.

Христенко также является достаточно эффективной фигурой на пост-премьера в том случае, если будущий кабинет будет формироваться в рамках концепции опоры на "парламентское большинство" , т.е. с опорой не на "команду Президента", а на более широкую новую "властную коалицию Путина".

5. Борис Алешин
Назначение Алешина премьер-министром носит гипотетический характер, однако полностью его исключать нельзя.

Алешин является недостаточно сильной политической фигурой и не имеет реального опыта политического руководства, который необходим на посту премьер-министра, тем более в новых условия. В то же время, за последние полгода Алешин совершил достаточно быструю аппаратную карьеру, став вице-премьером и возглавив ряд ключевых направлений в правительстве (курирование административной реформы, поручение Президента по курированию некоторых вопросов военно-технического сотрудничества). Алешин является выдвиженцем М.Касьянова, однако одновременно воспринимается как приемлемая фигура частью "команды Президента" .

В силу указанных моментов, Алешин, скорее всего, сохранит свое место в будущем составе правительства. Его выдвижение на пост премьер-министра возможно только в случае формирования чисто "технического" правительства (что в новых политических условиях маловероятно) или же в случае необходимости "прикрыть" технократической нейтральной фигурой рост влияния "силовиков" и формирование "мобилизационного курса" (перспективы такого сценария на данный момент также просматриваются слабо).

...............

...............

 Спецпроекты | Эксклюзив | ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (выдержки из аналитического документа от 9 ноября 2003 г.)

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх