К ВСТРЕЧЕ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ РОССИЯ-ЕВРОПЕЙСКИЙ
СОЮЗ
Предстоящая 17 мая встреча Россия-ЕС на высшем уровне является
логическим продолжением активизации отношений Москвы и Брюсселя,
которые вступили в новую фазу после Парижского (30 октября 2000
г.) саммита, и последовательно развивались как на высшем (визит
В.В.Путина в Швецию - страну-председатель ЕС) и высоком (заседание
Совета сотрудничества, под председательством вице-премьера В.Христенко)
уровнях, так и по линии отраслевого, прежде всего, энергетического,
и регионального сотрудничества ("Северное измерение").
В этот период в качестве самостоятельных и детально обсуждаемых
тем в контекст диалога вошли проблемы общей политики в области
безопасности и обороны ЕС (ОПБО) и Калининграда.
В состоянии паузы и на фоне ряда негативных тенденций, актуализировавшихся
в российско-американских отношениях, и определенной неясности
касательно характера и дальнейших направлений взаимодействия
с НАТО,
отношения с ЕС приобретают характер
чрезвычайно важного и перспективного канала выхода на взаимодействие
с группой наиболее развитых стран мира.
1. Стоит уделить особое внимание феномену Калининграда как пограничного
региона между ЕС и Россией. Его обособленное от основной части
российской территории положение в связи с расширением ЕС создает
достаточно
запутанный клубок политических,
правовых и социально-экономических проблем. Их решение осложняет
то, что Калининградская область в течение десятилетий была одним
из ведущих центров военной промышленности и дислокации войск
и сил флота. Как следствие этого - однобокая структура занятости
населения, милитаризированная экономика, отсутствие инфраструктуры
для ведения хозяйственной деятельности. Бывший закрытый город
должен оперативно превратиться в "европейские ворота"
страны. С точки зрения безопасности России такая трансформация
уже не является проблемой. Членство Польши в НАТО и оторванность
Калининграда от основной части страны не оставляют никаких шансов
на использование данного эксклава в качестве эффективного передового
рубежа в случае военного конфликта любого масштаба. Такая оценка
военно-стратегического значения эксклава должна иметь своим
последствием разработку планов его экономической интеграции
в Европу с пользой для всей России. Однако на этом пути есть
ряд серьезных проблем.
Первоочередными действиями в отношении Калининграда в ближайшее
время должны стать:
ћ открытие дискуссии между Россией, ЕС, Литвой и Польшей
по усовершенствованию управления на границе и ускорения процедур
при пересечении границ;
ћ определение финансовых потребностей и административно-правовых
мер для модернизации региональной погранично-таможенной инфраструктуры;
ћ обсуждение с ЕС, Польшей и Литвой вопросов консульского
обслуживания Калининграда, ускорения выдачи виз и уменьшения
стоимости виз для населения Калининградской области;
ћ оценка возможности использования правил ЕС для приграничного
движения и транзита и выработка в случае необходимости их
модификаций для Калининграда;
ћ начало трехсторонних консультаций (в перспективе - переговоров)
Россия - Литва - ЕС о военном транзите через территорию Литвы;
ћ оценка и разработка приоритетных транспортных проектов
в регионе;
ћ рассмотрение вопросов энергоснабжения Калининграда на перспективу;
ћ оценка влияния расширения ЕС на доступ к рыбным ресурсам
и на выход на будущее соглашение по рыболовству между Россией
и ЕС;
ћ предметом переговоров России и ЕС должно стать расширение
числа используемых в этой части страны программ помощи ЕС.
Актуален и вопрос о том, что программы ФАРЕ, ИНТЕРРЕГ, предназначенные
для стран, стремящихся в ЕС, могут быть распространены и на
Калининградскую область.
2. Принятая на саммите Россия - ЕС в Париже 30 октября 2000
г. Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества
по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе
создала основу для развития диалога между Россией и Европейским
Союзом в области безопасности и обороны. Теперь предстоит
конкретизировать идеи, заложенные в этом документе.
В интересах России обратить внимание на скорейшее развитие
конкретного взаимодействия с создаваемыми институтами ОПБО.
В частности, стоит продумать предложение о делегировании национального
контингента в состав ЕСБР, как это сделали страны ЦВЕ и Турция,
не являющиеся членам ЕС.
Следует приступить к разработке плана-графика встреч военных
экспертов по самому широкому кругу вопросов, подпадающих под
сферу деятельности ЕС и имеющих интерес для Российской Федерации.
Целесообразно учредить должность военного атташе в постпредстве
России при ЕС.
Кроме того, в интересах России приступить к совместной выработке
параметров будущих антикризисных операций с участием создаваемых
ЕСБР.
Интересным моментом, возникающим в связи с ОПБО и укреплением
оборонно-политической и, соответственно, политико-правовой
идентичности ЕС, является проблема членства в Евросоюзе государств
Прибалтики и ее альтернативность членству этих стран в НАТО.
16 мая 2001 г.