Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/es.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:41:45 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | К встрече на высшем уровне россия-европейский союз

К ВСТРЕЧЕ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ РОССИЯ-ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Предстоящая 17 мая встреча Россия-ЕС на высшем уровне является логическим продолжением активизации отношений Москвы и Брюсселя, которые вступили в новую фазу после Парижского (30 октября 2000 г.) саммита, и последовательно развивались как на высшем (визит В.В.Путина в Швецию - страну-председатель ЕС) и высоком (заседание Совета сотрудничества, под председательством вице-премьера В.Христенко) уровнях, так и по линии отраслевого, прежде всего, энергетического, и регионального сотрудничества ("Северное измерение"). В этот период в качестве самостоятельных и детально обсуждаемых тем в контекст диалога вошли проблемы общей политики в области безопасности и обороны ЕС (ОПБО) и Калининграда.
В состоянии паузы и на фоне ряда негативных тенденций, актуализировавшихся в российско-американских отношениях, и определенной неясности касательно характера и дальнейших направлений взаимодействия с НАТО, отношения с ЕС приобретают характер чрезвычайно важного и перспективного канала выхода на взаимодействие с группой наиболее развитых стран мира.
1. Стоит уделить особое внимание феномену Калининграда как пограничного региона между ЕС и Россией. Его обособленное от основной части российской территории положение в связи с расширением ЕС создает достаточно запутанный клубок политических, правовых и социально-экономических проблем. Их решение осложняет то, что Калининградская область в течение десятилетий была одним из ведущих центров военной промышленности и дислокации войск и сил флота. Как следствие этого - однобокая структура занятости населения, милитаризированная экономика, отсутствие инфраструктуры для ведения хозяйственной деятельности. Бывший закрытый город должен оперативно превратиться в "европейские ворота" страны. С точки зрения безопасности России такая трансформация уже не является проблемой. Членство Польши в НАТО и оторванность Калининграда от основной части страны не оставляют никаких шансов на использование данного эксклава в качестве эффективного передового рубежа в случае военного конфликта любого масштаба. Такая оценка военно-стратегического значения эксклава должна иметь своим последствием разработку планов его экономической интеграции в Европу с пользой для всей России. Однако на этом пути есть ряд серьезных проблем.

Первоочередными действиями в отношении Калининграда в ближайшее время должны стать:

ћ открытие дискуссии между Россией, ЕС, Литвой и Польшей по усовершенствованию управления на границе и ускорения процедур при пересечении границ;

ћ определение финансовых потребностей и административно-правовых мер для модернизации региональной погранично-таможенной инфраструктуры;

ћ обсуждение с ЕС, Польшей и Литвой вопросов консульского обслуживания Калининграда, ускорения выдачи виз и уменьшения стоимости виз для населения Калининградской области;

ћ оценка возможности использования правил ЕС для приграничного движения и транзита и выработка в случае необходимости их модификаций для Калининграда;

ћ начало трехсторонних консультаций (в перспективе - переговоров) Россия - Литва - ЕС о военном транзите через территорию Литвы;

ћ оценка и разработка приоритетных транспортных проектов в регионе;

ћ рассмотрение вопросов энергоснабжения Калининграда на перспективу;

ћ оценка влияния расширения ЕС на доступ к рыбным ресурсам и на выход на будущее соглашение по рыболовству между Россией и ЕС;

ћ предметом переговоров России и ЕС должно стать расширение числа используемых в этой части страны программ помощи ЕС. Актуален и вопрос о том, что программы ФАРЕ, ИНТЕРРЕГ, предназначенные для стран, стремящихся в ЕС, могут быть распространены и на Калининградскую область.

2. Принятая на саммите Россия - ЕС в Париже 30 октября 2000 г. Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе создала основу для развития диалога между Россией и Европейским Союзом в области безопасности и обороны. Теперь предстоит конкретизировать идеи, заложенные в этом документе.

В интересах России обратить внимание на скорейшее развитие конкретного взаимодействия с создаваемыми институтами ОПБО. В частности, стоит продумать предложение о делегировании национального контингента в состав ЕСБР, как это сделали страны ЦВЕ и Турция, не являющиеся членам ЕС.

Следует приступить к разработке плана-графика встреч военных экспертов по самому широкому кругу вопросов, подпадающих под сферу деятельности ЕС и имеющих интерес для Российской Федерации.

Целесообразно учредить должность военного атташе в постпредстве России при ЕС.

Кроме того, в интересах России приступить к совместной выработке параметров будущих антикризисных операций с участием создаваемых ЕСБР.

Интересным моментом, возникающим в связи с ОПБО и укреплением оборонно-политической и, соответственно, политико-правовой идентичности ЕС, является проблема членства в Евросоюзе государств Прибалтики и ее альтернативность членству этих стран в НАТО.

16 мая 2001 г.

 Мнения экспертов | К встрече на высшем уровне россия-европейский союз

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх