К первой категории вопросов можно отнести
торговлю. Сейчас торговые отношения между ЕС и Россией регулируются
СПС 1994 г. Присоединившись к ЕС, Польша и Литва должны будут
рассматривать СПС как часть нормативно-правовых актов ЕС и в
торговле между Россией и расширенным ЕС будут применять общий
внешний тариф. Поскольку в торговле с Россией промышленными
товарами ЕС применяет тарифные уровни режима наибольшего благоприятствования
(РНБ) в 4,1%, а тарифные уровни РНБ Польши и Литвы составляют
15,8 и 5,3% соответственно, то после расширения российские товары
получат значительные преимущества, что будет очень чувствительно
прежде всего для рынков указанных стран. В принципе, эти тарифные
уровни должны применяться к товарам, сделанным в Калининграде,
на тех же условиях, что и к товарам из остальных регионов России.
Учитывая близость Калининграда к рынкам ЕС, эта перспектива
открывает благоприятные возможности для региона Калининграда,
но однако ее реализация может быть блокирована "временным
исключением" из благоприятного таможенного режима Польши
и Литвы или введения нетарифных ограничений. Очевидно, что Варшава
и Вильнюс приложат к этому свои усилия.
Еще одна проблема связана с поставками энергоносителей. В
настоящее время большая часть потребностей Калининграда в
электроэнергии удовлетворяется за счет импорта из России,
который осуществляется по общей сети через Литву. Литва намерена
подключиться к энергосистеме Центральной Европы через Польшу.
В этой ситуации встает проблема стабильного и незатратного
обеспечения Калининграда энергией.
Важным моментом является и рыболовство. После расширения
ЕС практически вся акватория Балтийского моря превратится
в рыболовную зону ЕС, если не считать небольшие районы вокруг
Калининграда и Санкт-Петербурга.
<<<