КТО И ЗАЧЕМ ПРОДВИГАЕТ ИДЕЮ ДОСРОЧНЫХ
ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
В последнее время некоторые политики и эксперты вновь стали
муссировать тему возможных досрочных думских выборов. При
этом неофициально такая позиция обосновывается интересами
Президента, которому нужно использовать благоприятный момент
и создать в Думе конституционное большинство из прокремлевских
партий, которое, во-первых, фактически сделает невозможным
появление серьезного конкурента В.Путину на следующих президентских
выборах среди думских политиков и, во-вторых, станет базой
для одобрения Думой возможных поправок к Конституции.
Однако более детальный анализ возможных сценариев развития
в связи с досрочными парламентскими выборами позволяет сделать
иные предположения.
Итак, проведение досрочных выборов может стать оправданным
только при условии, если они гарантируют успех прокремлевским
партиям и движениям. Но пока ситуация складывается не в их
пользу. Имиджевый потенциал главной пропрезидентской партии
"Единство" практически исчерпан. Какими-то конкретными
результатами работы партия похвастать не может. Привлекательной
программы, способной мобилизовать значительные слои электората
"Единство" тоже пока не предлагает. Рейтинг другой
влиятельной партии - Союза правых сил, - являющейся генератором
концепции дальнейших рыночных реформ, в последнее время снизился
до 3%. На этом фоне продолжается укрепление главных оппонентов
нынешней власти - коммунистов. В принципе ситуацию в пользу
прокремлевских партий могло бы заметно улучшить активное подключение
к их поддержке административного ресурса региональных лидеров.
Однако их отношения с федеральным центром весьма неопределенны.
У глав субъектов Федерации много вопросов, если не сказать
претензий, к Москве, которые требуют разъяснения. Без их решения
(взять хотя бы решение о третьем сроке пребывания у власти)
губернаторы не будут, как в 1999 году, "авансом"
поддерживать "партию власти".
Теперь о технологической стороне проблемы. Инициировать досрочный
роспуск Думы можно, главным образом, по двум основаниям. Во-первых,
если Дума провалит бюджет на 2002 год, правительство поставит
вопрос о доверии к себе и не получит его, а Президент в этом
конфликте предпочтет кабинет министров парламенту. Теоретически
это возможно, однако правительственный проект бюджета нацелен
на решение социальных проблем (повышение зарплаты военнослужащим
в 2 раза, бюджетникам на 40%, резкое возрастание ассигнований
на образование). В конечном итоге, взвесив все "за"
и "против" думским партиям будет очень сложно критиковать
такой бюджет при всех его очевидных недостатках (непрозрачность,
заниженные поступления от приватизации), даже если заинтересованные
в провоцировании правительственно-парламентского кризиса силы
станут искусно "заваливать" бюджет через отдельных
депутатов или даже целые фракции.
Во-вторых, Думу распустить можно, если поменять премьера
и предложить парламенту такую кандидатуру нового главы правительства,
за которую депутаты не проголосуют. Это тоже вряд ли возможно,
потому что менять М.Касьянова не хочет, прежде всего, старая
ельцинская гвардия в высших структурах власти. А у Президента
видимых мотивов для смены премьера тоже пока нет.
Таким образом, по здравой логике устраивать досрочные парламентские
выборы нет никакой необходимости, прежде всего для Президента.
Тогда кто же в верхах заинтересован в продвижении этой идеи?
В первую очередь все та же старая ельцинская гвардия. Ей под
натиском выдвиженцев из Петербурга и "силовиков"
все труднее удерживать прежние позиции. В последнее время
эту команду преследуют и неудачи на губернаторских выборах.
Провалены выборы в Нижнем Новгороде. С большим трудом удалось
сохранить в губернаторском кресле Б.Говорина в Иркутске. С
тем, чтобы не допустить коммунистов к власти в Ростове-на-Дону,
пришлось снимать с дистанции их лидера Л.Иванченко. Объявление
же досрочных выборов поможет им снова изменить баланс сил
в свою пользу, поскольку именно "старокремлевцы"
контролируют политический блок в президентской Администрации.
Они возьмут под контроль управление деятельностью пропрезидентских
объединений, составлением партийных списков, финансовыми потоками
под выборами и т.д. Вот и пытаются эти силы вопреки сохранению
стабильности, интересам Президента и здравому смыслу провоцировать
досрочные выборы, последствия которых для федеральной власти
вряд ли будут позитивными.
3 сентября 2001 г.