ДЗАСОХОВ Александр Сергеевич
Постоянно проживает в г. Москве.
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Член
Комитета по международным делам. Член депутатской группы 'Народовластие'.
В ноябре 1995 г. А.С.Дзасохов был выдвинут кандидатом в депутаты
Государственной Думы по Северо-Осетинскому одномандатному
избирательному округу ? 21 избирателями округа. Всего в округе
баллотировалось 7 кандидатов. В голосовании приняли участие
63,33% зарегистрированных избирателей. А.С.Дзасохов победил,
набрав 52,62% голосов. Его основными соперниками по округу
были Р.Б.Гиоев, набравший 17,41% голосов, и А.Я.Дзоциев, за
которого проголосовали 13,77% избирателей.
А.С.Дзасохов родился 3 апреля 1934 г. в г. Орджоникидзе в
семье служащего. Осетин. В 1957 г. окончил Северо-Кавказский
горно-металлургический институт (г. Орджоникидзе). В 1957
г. работал первым секретарем Орджоникидзевского горкома комсомола.
В 1958-1961 гг. - ответственный организатор ЦК ВЛКСМ. В 1961-1963
гг. - ответственный секретарь Комитета молодежных организаций
СССР (КМО СССР). В 1963-1964 гг. - руководитель группы молодых
советских специалистов в Республике Куба. В 1964-1965 гг.
- советский представитель в Международном подготовительном
комитете IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Алжире.
С 1965 г. - ответственный секретарь, с 1966 г. - заместитель,
первый заместитель председателя КМО СССР. В 1967-1986 гг.
- ответственный секретарь, заместитель, первый заместитель
председателя Советского комитета солидарности стран Азии и
Африки. В 1973 г. в Академии общественных наук при ЦК КПСС
защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата
исторических наук по теме 'Движение солидарности народов Азии
и Африки - важный общественно-политический фактор антиимпериалистической
борьбы'. В 1986-1988 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол
СССР в Сирийской Арабской Республике. В 1988-1990 гг. - первый
секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС.
В 1989-1991 гг. избирался народным депутатом СССР от Орджоникидзевского
территориального избирательного округа Северо-Осетинской АССР,
являлся членом Пpезидиума ВС СССР. С февраля 1990 г. - председатель
Комитета Верховного Совета СССР по международным делам. 27
сентября 1992 г. А.С.Дзасохов был избран народным депутатом
РСФСР по Плиевскому территориальному избирательному округу
? 122 Северной Осетии. Являлся членом Совета Национальностей
Верховного Совета РФ, членом фракции 'Суверенитет и равенство'.
В декабре 1993 г. избран депутатом Государственной Думы I
созыва по Северо-Осетинскому одномандатному избирательному
округу ? 22, набрав 55,61% голосов. Являлся членом Комитета
по международным делам, председателем подкомитета по проблемам
международных организаций и межпарламентскому сотрудничеству,
членом депутатских групп 'Новая региональная политика', 'Дума-96'.
А.С.Дзасохов был одним из авторов закона 'О временных мерах
по политическому урегулированию в Чеченской республике', участвовал
в нескольких совещаниях по разрешению чеченского кризиса,
которые проводил глава правительства. Являлся заместителем
председателя Межпарламентской группы Российской Федерации.
На предпоследнем заседании Государственной Думы 8 декабря
1995 г. устно заявил об отказе от депутатских полномочий в
знак протеста против принятия законопроекта, поддерживающего
территориальные претензии Ингушетии к Северной Осетии.
Имеет правительственные награды: ордена Октябрьской Революции,
Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медали, награды
ряда зарубежных государств.
Член КПСС с 1957 по август 1991 г. С июля 1990 по август
1991 г. - член ЦК КПСС, член политбюро ЦК КПСС, секретарь
ЦК КПСС.
С января 1992 г. - член совета Российского общества солидарности
и сотрудничества с народами Азии и Африки. С 10 марта 1992
г. - сопредседатель международной ассоциации 'За диалог и
сотрудничество стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе'.
Женат. Имеет двоих сыновей.
Автор книг 'Движение солидарности народов Азии и Африки',
'Солидарность борцов'.
Увлекается театром, спортом, музыкой.
В предвыборных выступлениях А.С.Дзасохов высказывался за
соблюдение принципа преемственности в работе Государственной
Думы, в процессе законотворчества. Считал, что большинство
законопроектов должно вносится в парламент представителями
исполнительной власти и субъектами Федерации. Отмечал необходимость
разработки и принятия закона 'О правительстве РФ', что не
было сделано Думой I созыва. Выступал против попыток изменения
избирательного закона, против снятия пятипроцентного барьера.
Считал, что депутатам стоило бы систематически заниматься
повышением своей правовой квалификации, это могло бы им серьезно
помочь в решении двух важнейших взаимосвязанных проблем -
бюджета и федерализма.
Отмечал, что развитие горизонтальных связей между группами
субъектов Федерации, означающее фактически формирование своего
рода региональных 'общих рынков', могло бы в значительной
степени помочь оживлению региональной экономики, решению проблем
занятости в неблагополучных регионах, уменьшению дотационности.
А.С.Дзасохов обращал внимание на то, что Дума не приняла
ни одного закона, касающегося сферы межнациональных отношений,
тогда как необходимость в них назрела давно. Отмечал необходимость
законодательного регулирования механизма изменения статуса
субъектов Российской Федерации, предусмотренного п. 5 ст.
66, а также ст. 67 Конституции РФ.
Выступал за принятие законов, гарантирующих соблюдение прав
человека вне зависимости от его национальности, расовой или
иной принадлежности, за законодательные акты, определяющие
понятие автономии в той степени, в какой это принято в современном
мире, имея в виду то, что может быть названо культурной автономией.
Считал необходимым законодательно регламентировать состав,
задачи и полномочия Совета безопасности РФ. Высказывался за
учреждение мощного государственного института, задачей которого
стала бы разработка и определение единой политической линии
в сфере федеративных и национальных отношений. Считал, что
таким органом может стать реформированный Миннац.
В отношении чеченской проблемы высказывался за сугубо политическое
урегулирование конфликта, считая, что суть переговоров должна
сводится к трем слагаемым: прекращение военных действий на
территории Чечни, с чьей бы стороны они не исходили; создание
предпосылок для внутричеченского диалога в широком понимании
этого слова; обозначение перспективы демократических выборов,
их сроков.