ПАРТИЙНАЯ ВЕРТИКАЛЬ, ИЛИ ПОЛИТИКА
КОРЕНИЗАЦИИ НАОБОРОТ
После ельцинского десятилетия расползания по горизонталям
стало хорошим тоном рас-суждать о строительстве вертикалей.
С проектом восстановления партийной вертикали вы-ступили идейные
антиподы - КПРФ и СПС. Широко известный правофланговый депутат
Бо-рис Надеждин и депутат-коммунист, студент пятого курса
философского факультета МГУ Игорь Игошин внесли в нижнюю палату
поправку в федеральный закон 'Об общих принципах организации
законодательных и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ'. Согласно поправке, не ме-нее 15% депутатов
региональных законодательных собраний должны избираться по
партий-ным спискам. Данная норма обязательна только для тех
субъектов Федерации, в который численность избирателей превышает
1 миллион. Остальные регионы вольны следо-вать или не следовать
новому установлению.
Судя по первым отзывам, сама идея не вызывает особых возражений
в стенах Госу-дар-ст-венной Думы, как, впрочем, и за ее пределами.
Пользуясь обыденном политическим языком, затруднительно подыскать
внят-ный ответ на вопрос, почему на федеральном уровне действует
смешанная избирательная система, на региональном - мажоритарная.
На фоне процессов централизации нашего федеративного устройства
асимметричность партийно-поли-тического прост-ран-ства воспринимается
как нечто нелогичное, раздражающее. Соответственно, узаконение
регионального присутствия федеральных партий с параллельным
(ожидающимся) запретом партий региональных видится как формирование
еще одной вертикали власти - пока не законодательной, а только
партийной. Если такая вертикаль состоится, федеральному Центру
и федеральным элитам будет гораздо легче адресовывать свои
импульсы в регионы и обеспечивать ожидаемую обратную связь.
Так что на первый взгляд идея - хорошая. Но, как говорится,
дьявол скрывается в подробностях. Предлагаемая поправка нарушает
логику соответствующего федерального закона, который носит
принципиально рамочный характер. Сегодня Федерация задает
лишь общие принципы регионального политического устройства.
Право определять конкретные параметры принадлежит субъектам
Федерации. В частности, регионы и сейчас могут вводить смешанную
избирательную систему. Но пользуются этим право единицы. (Мотивы
приверженности к 'мажоритарке' известны, и здесь их можно
опустить.) Будучи принятой, данная поправка нарушает стройность
закона: одним субъектам Федерации вменяется нечто, не обязательное
для других. Создается дополнительный прецедент асимметрии
- неодинакового отношения Центра к регионам. Таким образом,
принятие поправки Надеждина-Игошина в предложенном виде есть
первый шаг к размыванию одного из важнейших законов, регламентирующих
федеративное устройство.
Другая подробность - сугубо политическая. Инициаторы поправки
агитируют за ее скорейшее принятие и введение в действие,
не скрывая при этом своей (и своих партий) нацеленности на
декабрьские выборы московских Дум - городской и областной.
Как говорится, хотеть не вредно, но иногда надо думать и головой.
В декабре истекает срок полномочий целого ряда законодательных
собраний, в том числе Красноярского и При-морского краев,
Ленинградской, Новосибирской, Пермской и Самарской областей.
Допустим, в июне Государственная Дума принимает поправку в
первом чтении, а в сентябре она становится законом. (При большом
желании - можно успеть.) Что в таком случае делать всем перечисленным
законода-тельным собраниям регионов? Проводить выборы исходя
из продекларированной в федеральном законе пропорции и вопреки
собственным избирательным законам? Очевидно, нет. Если федеральный
закон будет введен в действие, например, с 1 декабря, то логично
предположить, что все эти выборы будут перенесены, а законодательные
собрания займутся выработкой новых законов. Здесь следует
вновь подчеркнуть: искомый федеральный закон носит рамочный
характер и не содержит необходимой конкретизации механизма
выборов. Переход же к смешанной избирательной системе предполагает
очень серьезную трансформацию всего избирательного механизма.
Даже нарезка одномандатных округов утверждается специальным
региональным законом.
Таким образом, ратуя за скорейшее введение в действие своей
поправки, инициаторы фактически предлагают сломать ритм политической
жизни в целом ряде крупнейших регионов страны. В этой связи
не очень понятна уверенность Б.Надеждина и И.Игошина в том,
что во всех своих начинаниях они получат необходимое большинство
в Государственной Думе. Во всяком случае, очень многих депутатов-одномандатников
в своих регионах просто не поймут, если они проголосует за
эту 'пятилетку в три дня'. Вряд ли пойдет на такое ускорение
и фракция 'Единство', иначе она просто дезавуирует заявления
лидеров своей партии о политическом союзе с 'Отечеством'.
И, наконец, еще одно общеполитическое замечание. Введение
15-процент-ной квоты окажется буквально царским подарком для
большинства отделений федеральных партий в десятках субъектов
Федерации. Ни для кого не секрет, что эти отделения, как правило,
ничего не значат в общественной жизни регионов, а существуют
лишь потому, что закон о выборах Государственной Думы этого
требует. Если бы они уже добились реального представительства
в местных парламентах, это требовало бы справедливого институционального
закрепления. Принятие же данной поправки 'здесь и сейчас'
приведет лишь к консервации нынешней - ублюдочной - партийной
системы в регионах, к формированию в законодательных собраниях
своего рода 'политической черты оседлости', за которой будут
находиться разные маловразумительные личности. И эти люди
должны осуществлять федеральное влияние на местах?!
И все же сама идея 'имплементации' в регионах смешанной избирательной
системы является весьма ценной с точки зрения решения задач
укрепления российской государственности. Ее планомерная и
последовательная реализация позволит осуществить 'коренизацию
кадров' наоборот. В 20-30-е годы прошлого века партийно-государственное
руководство стремилось максимизировать в местных аппаратах
(особенно на 'национальных окраинах') долю 'туземных' кадров.
Вопрос лишь в том, какие методы и какие кадры необходимо использовать
для этого.