ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ТЕАТР
ДВА МХАТА - ДВЕ ПОЛИТИКИ
Казалось бы, на исходе 90-х и у народа, и у его элиты должна
была сформироваться стойкая идеосинкразия на слово 'реформа'.
Ан нет. Планы реформ поступают на утверждение чуть ли не еженедельно.
И никого осо-бен-но не смущают набившие оскомину и другие
болезненные места рас-суж-де-ния о демонополизациях, реструктуризациях,
даже приватизациях. Судьбо-носные реше-ния принимаются чуть
ли не в рабочем порядке. Станиславский вос-кликнул бы по привычке:
'Не верю!'
Впрочем, театральная режиссура отличается от политической
тем, что по-следняя имеет дело с системой, не имеющей памяти.
В третьем действии можно показывать парафраз первого, не рискуя
нарваться на помидоры с галерки, так как внимание зрителя
уже давно сосредоточено на чем угодно, только не на сце-ническом
действе.
Но для актеров это - большое удобство. Нет необходимости
работать с за-лом, убеждать, доходить до каждого. Главное
- чтобы был доволен Режис-сер.
Правда, и Режиссер следит за сценой уже не так пристально,
как по-на-ча-лу. Он было думал, что в набранной труппе есть
подлинные новаторы, истинные либералы-радикалы, которые, наконец,
покажут зрителю настоя-щую жизнь (а если при-врут чуток, то
как же без этого:). Ока-за-лось, что над текстом пьесы никто
всерьез работать не хочет, несут со сцены какую-то отсебятину,
разыг-рывают муждусобойчики. Но если особо не при-смат-ри-вать-ся,
то вроде бы да - спектакль.
Первое время Режиссер гордился своими молодыми радикалами
и даже побаивался их прыти - сам не окоротишь, разнесут все
вдребезги. Но, при-гля-дев--шись, прислушавшись, понял, что
от них ни пользы, ни вреда особого нет. А в случае чего рабочие
(которые за сценой), да и сам машинист - ребята все сметливые
- актеров пристыдят, одернут, припугнут. Га-лер-ка-то вон
она, ря-дом.
Так как среди актеров не оказалось ни Майкла Рэдгрейва, ни
Михаила Ульянова, рабочие (которые за сценой) стали всерьез
намекать Ре-жис-серу, что нужна другая труппа. И в общем даже
известно какая. Режиссер ведь тоже не 'Щуку' кончал.
В том, что они предлагали, было немало дельного. И уже не
раз кого-то из рабочих приходилось вводить на ходу. Правда,
пока на вторые роли. По-годы на сцене они не делали, но становилось
как-то спокойнее.
Режиссер не тешил себя иллюзиями, понимая, что новая труппа
по части актерского мастерства слабовата. Но с другой стороны,
она все-таки не так наплевательски относится к зрителям. Хотя
уже все, кроме него, забыли, что Театр существует именно для
зрителей.
Смущало Режиссера другое. Когда рабочие выйдут на сцену,
придется ставить новую пьесу. А с драматургами туго. И если
спектакль не пойдет, труп-пу сме-нить будет ой как не просто.
Ведь они такие радикалы-нова-то-ры, что:
Режиссера никто не торопил.
Но с некоторых пор он репетировал с обеими труппами. Отдельно.