ЗАЧЕМ КРЕМЛЮ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ?
'Что такое Совет Федерации?' Именно так - просто и со вкусом
- прозвучал в аудитории вопрос американского аспиранта. Попытка
автора этих строк объяснить функции данного института и его
место в политической системе России имела почти анекдотический
результат. На неплохом русском языке была воспроизведена сакраментальная
фраза: 'Это невозможно понять, это можно только запомнить!'
Но Бог с ними, с американцами. Мы и сами-то зачастую путаемся
в дебрях родного государственного устройства и не можем решить,
что такое хорошо и что такое плохо.
Совет Федерации действительно является наиболее загадочным
институтом, чей потенциал и чью перспективу очень непросто
конкретизировать. В политических кругах сложилось устойчивое
представление о том, что руководящая роль Совета Федерации
неуклонно возрастает. Почти как у незабвенной КПСС, которая
долго убеждала всех в собственном всесилии и, наконец, уверовала
в это сама. Возможно, что-то подобное происходит и с нашей
верхней палатой.
Тот, кто еще помнит 1993 год, должен помнить и то, в каком
пожарном порядке формировался этот новый, небывалый в отечественной
истории институт. Пре-зидентской власти в предшествующие два
года не удалось выстроить сколько-нибудь эффективную управленческую
вертикаль. Государственная машина шла враз-нос, и Борису Ельцину
поневоле пришлось резко поднять статус глав регио-нальных
администраций. Российским территориям были дарованы эле-мен-ты
государственности. Значительная часть нормотворческих и распорядительных
функций была передана в регионы.
В настоящее время Совет Федерации как корпорация региональных
элит полезен Кремлю, потому что:
во-первых, взял на себя решение практически всех вопросов,
связанных с организацией жизни на уровне субъектов Федерации
и ниже. Под это уже подведена местная правовая база, которая
вяло конфликтует с федеральным законодательством. Никто, по
большому счету, не заинтересован в распутывании частных юридических
проблем, потому что это влечет за собой постановку проблем
политических. Кстати говоря, перспектива 'феодализации' России
(или, если угодно, 'подлинного федерализма') резко повышает
востребованность Кремля на поли-ти-че-ском поле. Считается,
что кто бы не сидел за Стеной, он заинтересован в интег-рации
российского пространства и блокировании сепаратистских поползновений;
во-вторых, позволяет особенно не беспокоиться относительно
неприемлемого усиления в регионах влияния общефедеральных
политических партий, в первую очередь - КПРФ. Тот или иной
оппозиционный политик, набрав необходимый вес и избравшись
губернатором или председателем законодательного собрания,
интегрируется в более статусное сообщество и, как правило,
теряет интерес к партийным делам и перспективам. В результате
уже традиционно оппозиционная Кремлю Государственная Дума
не в состоянии монополизировать право представлять в федеральном
Центре региональные и даже локальные интересы;
в-третьих, мешает трансформации отдельных региональных лидеров
в политических деятелей общефедерального масштаба. Совет Федерации
изначально представляет собой сообщество равных. Разумеется,
среди них могут быть те, которые равнее, и даже первые среди
равных. Но выдвижение одного, безусловно авторитетного для
всех остальных политика чрезвычайно затруднено. С точки зрения
Кремля, залогом этого является поддержание некоторого - не
обязательно высокого - уровня внутренней конфликтности в Совете
Федерации. Так как наибольшие ресурсы самоусиления имеются
у руководителя столицы, именно по отношению к нему и культивируется
некая 'идеология оби-женных людей'. (Ведь не может же, на
самом деле, равный нам по статусу губернатор играть в верхней
палате доминирующую роль!) Поэтому не следует сводить противоречия
между Кремлем и московским мэром исклю-чительно к личностным
моментам;
в-четвертых, помогает в нужный момент мобилизовать так называемый
'электоральный ресурс'. Существует устойчивое представление,
что в целом ряде регионов президенты и губернаторы - то ли
ценой своего авторитета, то ли какими-то более прозаическими
способами - способны оказать решающее воздействие на итоги
выборных кампаний. Президентские выборы 1996 года возвели
данную гипотезу в ранг физического закона. И только сумасшедший
будет пытаться публично оспаривать физический закон;
и, наконец, в-пятых, фактически блокирует вероятные попытки
конституционной трансформации политической системы. Чрезвычайная
сложность проведения поправок к Конституции через верхнюю
палату и законодательные собрания субъектов Федерации предопределяет
стабильность власти Президента, которую он обрел в декабре
1993 года. В особых ситуациях Совет Федерации в состоянии
санкционировать запуск конституционных трансформаций, но только
при условии если Президент будет готов пойти на дальнейшее
значительное перераспределение властных полномочий. Возможно,
что сегодня подоб--ная особая ситуация как раз и вызревает.
Это проявляется в ускорении подготовительной работы, направленной
на российско-белорусскую интеграцию. Формирование некой конфедеративной
надстройки над ныне союзными государствами даст возможность
Б.Ельцину не только продлить свою политическую карьеру, но
и перемешать карты всем основным центрам силы в России.
Нетрудно заметить, что 'полезности' эти весьма относительны.
В зависимости от того, как складывается ситуация, как развиваются
отношения между Кремлем и Советом Федерации, перечисленный
'позитив' может трансформироваться в 'негатив'. В определенном
смысле Борис Ельцин оказался заложником доброй воли корпорации
сенаторов. Пока эта воля в общем и целом добрая.
Однако искушение испытать судьбу велико. Многие голосования,
заявления, интервью последних месяцев это подтверждают. Нет
особых сомнений, что сенат - при большом желании - в состоянии
загнать президентскую власть в угол и громко продиктовать
новые 'правила жизни здесь'.
Сомнения имеются относительно дальнейшего. Какой тогда будет
руководящая роль Совета Федерации? Чем и как он будет руководить?
Вместо футурологических измышлений логично напомнить заинтересованным
лицам недавнюю историю стратегических бомбардировщиков Ту-160
и Ту-95, дислоцировавшихся до распада СССР под Житомиром.
Украинская элита поначалу сочла их неотъемлемой чертой молодой
незалежной державности. Но очень скоро оказалось, что подобного
рода 'игрушки' не вмещаются ни в один украинский кар-ман.
В конечном счете их пришлось вернуть по принадлежности - в
Россию, чей госу-дарственный масштаб пока еще позволяет оперировать
'советским' наследием.
Кто и как распорядится наследием российским, если Совет Федерации
в полной мере использует свои возможности против Кремля -
кто бы не был его хозяином?