ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЦЕНТРИСТСКИХ СИЛ
Что бы ни показывали предвыборные рейтинги политических партий,
они не смогут зафиксировать всех очевидных проблем, существующих
в центристской части политического спектра, и прежде всего
у основного претендента на победу партии 'Единая Россия'.
Таких проблем несколько.
Первая, и наверное, самая главная - электоральные резервы.
Известно, что объем электората собственно 'партии власти'
расценивается примерно в 10-12%. Именно, столько, кстати,
и получил НДР на думских выборах 1995 г. Но сейчас задача
- получение большинства и победа над КПРФ. Проблема состоит
в том, где взять недостающие голоса. У либеральных партий
- СПС и 'Яблока' многого не заберешь 5-7%. Но для победы этого
мало. Остается только одно - протестные голоса некоммунистического
электората, абсентистов и часть избирателей КПРФ. И здесь
встает проблема - как предложить такие идеи, которые помогли
бы 'единороссам' мобилизовать этот протестный потенциал. На
идеях защиты Отечества сейчас не сыграешь, как в 1999 году.
Пропаганда и продвижение рыночных реформ по определению не
возможны. У А.Беспалова такая идея была - начать открыто бороться
с правительством, 'выбивая' из него уступки в пользу патерналистски
ориентированных общественных слоев. Такой подход отвечал и
интересам поддерживавших А.Беспалова 'питерцев'. Но сейчас
А.Беспалов на глазах теряет свое былое влияние в партии (недавнее
назначение Беспалова руководителем департамента по информационной
политике 'Газпрома' означает потерю им не только лидирующего
поста в Исполкоме, но и сенаторского кресла). И не совсем
понятно, сможет ли обновленное руководство партии конфликтовать
с правительством М.Касьянова. Решений пока не видно.
Парадоксальность ситуации заключается в том, а это является
еще одной серьезной проблемой для партии, что серьезный успех
'Единой России' невыгоден Администрации Президента, которая
в этом случае может утратить значительную часть рычагов своего
влияния на Президента. Поэтому Администрация Президента, с
одной стороны, требует от партии поддержки политики правительства,
а, с другой - ограничивает ее доступ к СМИ. Отсюда проистекает
и стремление В.Суркова инициировать любые альтернативные проекты
избирательных блоков. Однако и в слишком сильном успехе КПРФ
Администрация Президента также не заинтересована, поскольку
в таком случае Дума может оказаться неуправляемой. Это заставляет
ее искать другие варианты, среди которых:
- запуск левоцентристского партийного проекта в качестве
второй партии власти (повторение сценария 1999 года, когда
борьба двух центристских политических сил отняла голоса у
коммунистов, а в итоге привела к созданию вполне управляемой
Думы);
- использование в качестве второй партии ЛДПР или Нардепа.
Те решения, которые сейчас предлагаются для преодоления возникших
проблем, представляются эффективными или эффективными лишь
в незначительной степени. Сокращение Минюстом числа центристских
партий, безусловно, поможет несколько 'единороссам' укрепить
электоральный потенциал. А вот довольно странная пропагандистская
кампания, имеющая цель ослабить главного конкурента 'Единой
России' - КПРФ, едва ли окажется удачной. Тем более, что ругать
коммунистических вождей стали, как раз зато, за что недавно
хвалили - за оппортунизм. Да и ставка на раскол КПРФ до выборов
с использованием таких фигур как Г.Селезнев и Г.Семигин едва
ли будет продуктивной.
Третья проблема заключается в том, что победа 'Единой России'
невыгодна региональным властям, поскольку им вообще невыгодно
усиление централизованной проправительственной партии, способной
стать мощной силой и поставить губернаторов под свой 'партийный
контроль'. Тем более, что в будущих законодательных собраниях
половина депутатов будет избрана по партийным спискам. Это
означает, что 'Единая Россия' может столкнуться в регионах
со скрытым противодействием своим пропагандистским усилиям,
во многих случаях для губернаторов может быть выгодно негласно
поддержать КПРФ или, что более вероятно, альтернативную 'партию
власти', если таковая пойдет на выборы.
В-четвертых, победа 'Единой России' невыгодна олигархам,
которые в любом случае предпочтут иметь дело с разрозненной
Думой. Мощная, централизованная, а тем более - обладающая
большинством, пропрезидентская фракция с жесткой партийной
дисциплиной представляет для них прямую опасность, и они любыми
путями постараются ее появлению воспрепятствовать.
Существующий сегодня расклад сил между основными претендентами
на попадание в Госдуму оставляет вполне достаточный запас
для успеха пятой (или шестой, в случае преодоления СПС 5-процентного
барьера) партии. Обычно, оценивая шансы 'Возрождения России'
на успех, ее рассматривают как альтернативу КПРФ, и потому
перспективы ее представляются самыми плачевными. Однако такой
подход ошибочен - 'Возрождение России', несмотря на коммунистическое
прошлое Селезнева, - есть альтернатива 'Единой России' и претендует
она на голоса бывшего электората 'Отечества'. Крен 'Единой
России' вправо оставил эту политическую нишу практически свободной,
и Селезневу, для того чтобы занять его, требуются лишь финансовые
и информационные ресурсы. И то, и другое при нынешнем разнообразии
политических игроков с самыми противоречивыми интересами он
вполне способен найти, обращаясь как к отдельным олигархам,
так и в президентскую администрацию.
28 февраля 2003 г.
См. также:
ПРЕДВЫБОРНОЕ УСИЛЕНИЕ ЛЕВЫХ СИЛ
ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЮЗА ПРАВЫХ СИЛ