США - ИСЛАМСКИЙ МИР: ВОЗМОЖНАЯ ПЕРЕГРУППИРОВКА
СИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
События последних дней позволяют предположить, что в ходе
начатой США и Великобританией военной операции против международных
террористов в Афганистане наметились тенденции, которые уже
в обозримом будущем могут привести к заметному изменению конфигурации
сил на международной арене.
Во-первых, речь идет о том, что расширение биоатаки неустановленных
пока террористов практически на страны всего западного ('христианского')
мира означает, что стоящие за нынешним международным кризисом
радикальные исламские круги продолжают настойчиво продвигать
ситуацию в желаемом для себя направлении, стремясь превратить
конфликт между США и их союзниками, с одной стороны, и режимом
талибов в Афганистане, с другой, в межцивилизационный конфликт
между Западным миром и мусульманскими государствами. Расчет
делается на то, что западные обыватели, уставшие от повсеместных
и постоянных угроз их жизни, в массе своей откажутся, наконец,
от традиционных либеральных принципов и потребуют от правительств
своих стран жестких действий против мусульман как потенциального
источника их бед.
В то же время расширение и затягивание военной операции США,
а тем более нанесение ими ударов по другим исламским странам
также продвинет мир по пути конфронтации по линии 'Запад -
ислам', так как подобное развитие событий вынудит правительства
большинства мусульманских государств, включая, разумеется,
и те, которые являются союзниками американцев, более активно
отмежевываться от Вашингтона и Лондона. В других же государствах
(Пакистан) может усилиться опасность прихода к власти фундаменталистских
сил. Уже сейчас позиция важнейших союзников Вашингтона, прежде
всего, монархий Персидского залива, вызывает много вопросов,
несмотря на их публичные заявления и другие демонстрационные
жесты в поддержку контртеррористической операции. Так, фактически
правительственный катарский телеканал 'Аль Джазира' (поскольку
он реально принадлежит одному из членов правящей династии
Ат-Тани) превратился в главный информационный рупор талибов,
Бен Ладена и его группы. Государства Персидского залива, занимающие
ключевые позиции в ОПЕК, ведут странную игру вокруг мировых
цен на нефть. Еще более симптоматичными являются планы создания
этими странами собственных сил быстрого развертывания численностью
22 тысячи человек. Это решение при наличие мощного американского
и британского 'зонтика', на первый взгляд, производит странное
впечатление. Против кого намерены обороняться эмиры и шейхи?
Может быть, против Ирана? Но у этой страны нет планов передела
нефтедобывающих регионов в Персидском заливе. Да и США просто
не позволят сделать это Тегерану. Против Ирака? Подобное предположение
тем более выглядит странным, поскольку у этой страны сегодня
весьма высокие шансы стать следующей мишенью американских
бомбардировок. Думается, ответ прост. Хитроумные шейхи и эмиры
на всякий случай начинают готовиться к возможным конфликтам
со своими нынешними союзниками. Доверие к ним в западных столицах
после терактов 11 сентября, инициаторами которых выступили
подданные Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов
и Кувейта, все равно упало. Многие эксперты приходят к мысли
о том, что корни современного исламского терроризма нужно
искать не у диких, нищих и необразованных талибов, а в процветающих
монархиях Персидского залива. Эти мысли пока не озвучиваются
в выступлениях представителей правительств Западных государств.
Но думается, что логика расследований терактов 11 сентября
и нынешней биоатаки приведет западных политиков к тяжелым
выводам в отношении своих союзников. И это лишь укрепит ранее
высказывавшиеся некоторыми экспертами предположение о том,
что эмиры и шейхи выталкивают радикальных исламистов из своих
стран не столько из опасений за свои троны, сколько из стремления
расширить политическое влияние на окружающий мир, исходя из
двух факторов - изменения в развитых странах мира демографического
баланса в пользу мусульман и приближающегося истощения нефтяных
ресурсов в Персидском заливе. Иными словами, нежелание жить
хуже и пересаживаться с роллс-ройсов вновь на верблюды, при
расширении мусульманской диаспоры заставляет эмиров и шейхов
переходить к новой форме агрессии против других народов и
государств, которая выражается в экспорте радикального ислама.
Резюмируя, можно сказать, с учетом приведенных выше факторов
развитие нынешнего кризиса в направлении 'конфликта цивилизаций'
становится не таким уж нереальным.
Вторая новая тенденция, которая стала отчетливо просматриваться
в ходе контртеррористической операции США, это утрата Североатлантическим
блоком роли ключевого военно-политического элемента в системе
международной безопасности. Большинство стран НАТО ни военно-политически,
ни психологически оказались не готовыми к масштабному конфликту
с мировым исламским терроризмом. В этом контексте они стали
терять для США былое значение. Их 'акции' для Вашингтона начали
резко падать в цене еще и потому, что Россия в новых условиях
уже не рассматривается в Америке как угроза национальной безопасности.
Между тем большинство малых стран Европы - от Нидерландов,
Бельгии и Норвегии на Западе до стран Балтии и Польши с Венгрией
на Востоке 'делали себе политическую карьеру' в Западном сообществе
на раздувании мифа о российской угрозе и страданиях чеченского
народа. Времена меняются и эти государства остаются не у дел.
Судя по всему, им вновь придется искать 'русскую угрозу',
возможно, в новых формах, например, будируя тезис о том, что
поднятая подлодка 'Курск' вот-вот заразит радиоактивным излучением
весь Северный Ледовитый океан... Опасность остаться на обочине
мировой политики почувствовали и крупные страны НАТО. Канцлер
Германии Герхард Шредер недавно высказался в Бундестаге в
том смысле, что ФРГ после трагедии 11 сентября уже не может
довольствоваться былой второстепенной ролью. Однако это не
снимает угрозы ухода Европы (за исключением Великобритании
и Германии) на задворки мировой политики.
Обратной стороной процесса уменьшения значения НАТО стал
заметный рост влияния на мировую политику крупных стран, располагающих
значительными военными ресурсами, и прежде всего России. Очевидно,
что Россия в новой ситуации имеет шанс стать одним из ключевых
элементов системы международной безопасности. И в этом ключе
она будет представлять возрастающий интерес как возможный
союзник для двух основных полюсов силы в современном мире
- США и Китая. Сумеет ли российское руководство извлечь выгоду
из объективно сложившейся ситуации - вопрос открытый и зависящий
от многих факторов. В первую очередь - от внутриполитических.
Если Россия по-прежнему будет делать ставку на развитие добывающих
отраслей и 'устремится' за достижением уровня развития Бразилии
и Португалии, то рассчитывать на серьезные позиции в меняющемся
мире не приходится. Во вторую очередь (если предположить,
что страна начнет серьезную модернизацию своего экономического
и военно-технического потенциала) ситуация будет зависеть
от дипломатической гибкости российского руководства, которому
предстоит на период, пока страна встает на ноги, сложное маневрирование
между интересами США и Китая. Это будет сделать не легко с
учетом того, что уже сейчас в Китае нарастает раздражение
сближением России и Запада. Оно может еще более усилиться,
когда на место нынешнего лидера Цзян Цзэмина придут выдвиженцы
'культурной революции', не испытывающие 'теплых чувств' к
северному соседу. В-третьих, роль России только усилится,
если в условиях нарастания конфликта между Западом и мусульманским
миром, она через своих традиционных партнеров среди исламских
государств сможет стать мостом примирения между враждующими
сторонами. Так что в контексте этих новых тенденций пространство
для большой внешнеполитической игры у России сегодня, безусловно,
открывается.
17 октября 2001 г.