ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕРАКТА
В МОСКВЕ
Теракт в Москве также как и взрывы жилых домов в 1999 г.
может стать поворотным моментом в современной российской истории.
Боевики исходили из прецедента Буденовска, рассчитывали 'раскачать'
политическую ситуацию, дискредитировать силовые структуры
и саму власть и принудить ее к началу мирных переговоров.
По сути это была жестокая пиар-акция, успех которой во многом
зависел от реакции на него самого российского общества и международной
общественности.
При этом власть в результате московского теракта оказалась
в еще более тяжелой ситуации, чем в Буденовске. Инцидент произошел
не на приграничной окраине, а в самом центре столицы, что
можно считать вопиющим просчетом и спец-служб и всей государственной
машины. Практически у любого российского гражданина появились
опасения за свою жизнь, что способствовало созданию обстановки
массовой истерии, активизации маргинальных политических элементов
и т.д. В то же время в связи с особой ролью чеченских событий
в политической биографии самого В.Путина он изначально не
мог пойти на политические уступки террористам. Для него это
означало не только потерю политического лица и падение рейтинга,
но и, возможно, с учетом надвигающейся предвыборной кампании
и политическую катастрофу. В случае уступок террористам были
бы перечеркнуты все усилия В.Путина по пресечению сепаратистских
настроений в стране и консолидации власти. В случае неудачного
штурма президент был бы вынужден отправить в отставку верных
ему силовиков, что также могло существенно подорвать политические
позиции президента. В этом случае можно было бы говорить в
целом об ослаблении клана силовиков в его противостоянии с
'семьей'.
Имелись явные признаки того, что 'семья' при определенной
ситуации может разыграть политическую ситуацию в свою пользу
и на фоне ослабления президента попытаться усилить позиции
премьера. В то же вре-мя в этот критический момент межклановые
разногласия отошли на вто-рой план и во мно-гом благодаря
поддержке 'старомосковской команды' Кремлю удалось удер-жать
политическую ситуацию под контролем. СМИ не стали орудием
информационной войны боевиков против собственной власти. Ультра-либеральная
'истерия' отнюдь не была доминирующим элементом в телевизион-ных
ток-шоу, на ко-то-рых об-су-ж-да-лась си-туа-ция с за-лож-ни-ка-ми.
Все это яв-ля-ет-ся след-ст-ви-ем той по-ли-ти-че-ской мо-де-ли,
ко-то-рая бы-ла реа-ли-зо-ва-на при В.Пу-ти-не - ре-жи-ма
управ-ляе-мой де-мо-кра-тии. Да-ли се-бе знать пред-при-ня-тые
в про-шлые го-ды ме-ры по цен-тра-ли-за-ции вла-сти, уси-ле-нии
кон-тро-ля над ве-ду-щи-ми по-ли-ти-че-ски-ми пар-тия-ми,
СМИ и по-ли-ти-че-ски-ми ли-де-ра-ми. В этой кри-ти-че-ской
си-туа-ции уда-лось ог-ра-дить спецслуж-бы от внеш-не-го влия-ния
со сто-ро-ны раз-лич-ных по-ли-ти-че-ских сил и СМИ.
Способность контролировать обще-по-ли-ти-че-скую си-туа-цию
по-зво-ли-ла вла-сти за-нять же-ст-кую по-зи-цию по от-но-ше-нию
к бое-ви-кам. На тре-тий день вы-яс-ни-лось, что ни од-на
из по-став-лен-ных террористами це-лей не дос-тиг-ну-та. На
За-па-де ни-кто не хо-чет вы-ска-зы-вать сим-па-тии тер-ро-ри-стам,
очень по-хо-жим на смерт-ни-ков из Аль-Каи-ды, рос-сий-ские
ли-бе-ра-лы не при-зы-ва-ют вла-сти пой-ти на поводу у террористов,
а об-ще-ст-вен-ное мне-ние в Рос-сии и СМИ от-нюдь не иг-ра-ют
на их стороне. В то же время арабские стра-ны на фо-не во-ен-ных
при-го-тов-ле-ний США про-тив Ира-ка так-же не бы-ли за-ин-те-ре-со-ва-ны
в ока-за-нии под-держ-ки тер-ро-ри-стам. В ито-ге они на-ча-ли
де-лать ошиб-ки, рас-стре-ли-вать за-лож-ни-ков, что и сде-ла-ло
пол-но-стью оп-рав-дан-ным штурм. Про-ис-шед-шее труд-но на-звать
аб-со-лют-ной по-ли-ти-че-ской по-бе-дой пре-зи-ден-та из-за
дос-та-точ-но боль-шо-го ко-ли-че-ст-ва жертв сре-ди за-лож-ни-ков.
Глав-ны-ми три-ум-фа-то-ра-ми ста-ли спецслуж-бы, ко-то-рые
смог-ли на де-ле до-ка-зать свой про-фес-сио-на-лизм.
Не-смот-ря на все из-держ-ки, В.Пу-тин не толь-ко смог пре-одо-леть
тя-же-лей-ший по-ли-ти-че-ский кри-зис за вре-мя его пре-зи-дент-ст-ва,
но и при-об-ре-сти до-пол-ни-тель-ные оч-ки. В то же вре-мя
не сле-ду-ет ожи-дать су-ще-ст-вен-но-го уси-ле-ния си-ло-вой
со-став-ляю-щей в по-ли-ти-че-ской сис-те-ме, рез-ко-го уве-ли-че-ния
по-ли-ти-че-ско-го ве-са кор-по-ра-тив-но-го кла-на си-ло-ви-ков
и т.д.
Ре-аль-ное уже-сто-че-ние по-зи-ций вла-сти мож-но ожи-дать
лишь в от-но-ше-нии си-туа-ции в Чеч-не. Впро-чем и здесь
Мо-ск-ве не-об-хо-ди-мо бу-дет при-ни-мать ме-ры по уси-ле-нию
со-ци-аль-ной ба-зы сво-ей под-держ-ки в этой рес-пуб-ли-ке,
сде-лать став-ку на ло-яль-ных чеченских ли-де-ров и пред-ста-вить
ей оп-ре-де-лен-ную са-мо-стоя-тель-ность. От-но-си-тель-но
удач-ное за-вер-ше-ние опе-ра-ции пре-дос-тав-ля-ет Рос-сии
воз-мож-ность про-дол-жать от-стаи-вать от-но-си-тель-но не-за-ви-си-мую
от США по-зи-цию по Ира-ку и дру-гим гло-баль-ным внеш-не-по-ли-ти-че-ским
про-бле-мам.
В качестве возможных общеполитических последствий завершившегося
кризиса можно назвать:
Неминуемо начало интерпретационной войны, которая уже разворачивается
в СМИ. Если ситуация в СМИ будет пущена на самотек (точнее
- предоставлена на откуп антипрезидентским силам), плоды победы
'Альфы' и 'Вымпела' будут украдены у В.Путина. В этой связи
следует ожидать проведения активных мероприятий, нацеленных
на обезоруживание и дискредитацию тех субъектов СМИ, а также
стоящих за ними политических сил и корпоративных институтов,
которые в настоящее время ведут информационную войну против
Президента России. Причем особое внимание будет уделено общенациональным
телеканалам, так как мера их воздействия на граждан несопоставима
с воздействием печатных СМИ.
Кроме того, возникнет задача уточнения и расширения законодательства,
регулирующего антитеррористическую деятельность. Нынешнее
законодатель-ство не по-зволяет заниматься профилактикой терроризма.
В большинстве случаев пособников терроризма нельзя при-влечь
за что-то большее, чем нарушение паспортного режима или же
'хранение наркотиков'.
Неизбежным итогом октябрьских событий в Москве станет проведение
анализа работы правоохранительных органов, а также системы
контроля за населением в столице. Во-первых, внимание будет
сосредоточено на конкретных причинах и условиях, позволивших
террористам добиться первоначального успеха. Во-вторых, внимание
будет уделено кадровым вопросам и повсеместной коррупции в
органах внутренних дел, особенно в подразделениях паспортно-ви-зо-вой
службы и ГАИ.
В Москве велика вероятность провокаций групп радикально-нацио-на-лис--тически
настроенной молодежи, организованных кавказскими этническими
ОПГ. Частью политических и медийных субъектов в России и за
рубежом эти провокации будут использоваться против Президента
РФ.
Отдельного внимания заслуживает вопрос об арабских аспектах
террористической угрозы против России. Наличие араба в руководстве
уничтоженной банды, и обширная информация об арабском присутствии
в Чечне, их обширная информация о ваххабитской экспансии в
различные регионы России - все это позволяет говорить о том,
что именно чеченские бандиты являются наемниками международных
террористов арабского происхождения, а не наоборот, как это
сплошь и рядом утверждают российские СМИ. В пользу этого тезиса
свидетельствуют данные о том, что в по-следние месяцы вся
должностная иерархия так называемой 'Чеченской республики
Ичкерии' переведена на арабскую терминологию и перестроена
в соответствии с принципами, принятыми в ряде арабских государств.
Складывается странная ситуация: на территории России формируется
исламское (ваххабитское) квази-государство, которое номинально
возглавляет марионеточная фигура - Аслан Масхадов, однако
этот аспект деятельности самопровозглашенной 'Чеченской Республики
Ичкерия' фактически запрещен для обсуждения в российском информационном
поле. Вместо этого ведутся (даже после разрешения кризиса
с заложниками) разговоры о том, нужно или не нужно вести переговоры
с Масхадовым, 'легитимен' он или нет и т.п.
Не исключено и частичное усиление давления на В.Путина со
стороны Запада, с целью скорректировать чеченскую политику
Москвы и инициировать политический переговорный процесс. В
этой связи характерны заявления первых лиц Великобритании,
Франции и Германии, отделявшихся цели террористов от их методов.
Основной целью существенной части правящих кругов западных
стран, а также части солидаризирующихся с ними в этом вопросе
российских элитных групп, будет стремление ограничить действия
Президента России, не дать ему возможности использовать фактический
карт-бланш на решительные и системные политико-правовые трансформации
в России.
28 октября 2002 г.