Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/16.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:49:34 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


 
Первое. Даже если внимательно посмотреть, то из всех даже нормативных документов следует, что их функции нечетки. Говорят, нет функции координации. А что это вообще за функция - координация? Кто может ответить на этот вопрос? Как здесь уже было правильно сказано, эта функция существует до тех пор, пока реально не проработано распределение функций на технологическом уровне, на уровне алгоритмическом. Как только проработали - оказывается, этой функции просто нет. Когда каждому ясно, что он делает, координировать нечего. То есть координирующая функция, по моим понятиям, это как на корабле: рявкнул три раза "Боевая тревога!" - и вместо того, чтобы всем разбегаться по местам, вое сбегаются вот за этот стол, начинают совещание и разрабатывают план мероприятий по проведению боевой тревоги... Вот в такой ситуации - да, нужен координатор. А когда есть расписание боевой тревоги и все знают, что им делать, когда там три раза рявкнуло, этой функции нет. Она исчезает. Кстати, и функция контроля в значительной мере тоже. То есть единственная реальная функция, которая у них прописана, это подготовка и представление регулярных докладов, то есть функция информационная. Это реальная функция, она есть всегда. Но это функция, по сути дела, того самого "чиновника по особым поручениям", за которого в свое время приняли Хлестакова. Это ему не в обиду, Хлестаков тут ни при чем. Это чиновник по особым поручениям, то есть действительно "государево око", вот единственная реальная функция, которая на сегодня есть. И, наверное, эта функция нужна. Наверное, эта функция останется в том или ином виде всегда. То есть, действительно, президент каким-то способом и через кого-то должен держать руку на пульсе регионов, должен понимать, что там происходит. Он должен понимать, что там за люди выявляются и проявляются. То есть это остается.

Но на что я бы хотел обратить внимание? Могу ошибаться - поправите. По моим понятиям, в образовании этого института слились (может быть, как-то невольно, подсознательно) попытки решения сразу двух задач: одна - это "государево око", а вторая тянется еще с незапамятных времен - от той самой линейной системы, которую так дружно хвалили сегодня. То есть линейная система всегда существовала не в виде одной линии, а в виде вот этой (было правильно сказано) спущенной вниз на разные уровни кучи щупальцев ведомственных, то есть она всегда была вот в таком виде, и, в общем-то, мало изменилось количество этих "щупальцев". Изменились названия. В принципе технологическая организация - каждый из этих щупальцев - ни в чем принципиально не изменилась, то есть каждый из этих щупальцев или каждая из этих подвертикалей (если разобраться, это видно даже по системе информации) работает в некоей собственной системе координат (она ее сама себе придумала), в собственном информационном поле (она ее сама себе сформировала). А горизонтальных связок между ними не существовало и не существует на сегодня. Это кто-то сказал, что вроде бы правительство должно все связывать и координировать, но считается, что это вроде бы не его задача. Да задача-то его, только задача делать это не только на самом верхнем уровне, и больше никому эту задачу не повесишь, кроме как правительству.

И вот тут я возвращаюсь к института префекта. Ощущение того, что эти горизонтальные связи нужны, - присутствуется не только у нас. Видимо, у всех, кто начинал это делать, появляется такая необходимость, появляется эта задача. Мы ведь не случайно префекта французского вспомнили. В его защиту скажу несколько слов. Он, по сути деда, на своем уровне - региональный министр внутренних дел. Со всеми полномочиями министра внутренних дел (но только там министерство внутренних дед, как у нас когда-то в России было), но только в пределах округа. И у нас, вообще-то говоря, на уровне ощущений, подспудная мысль о некоем региональном вице-премьере - она, видимо, витает давно. И вот эти попытки совнархозов, еще чего-то, еще каких-то вариантов, все это здесь в этом институте сейчас и сошлось, хотя сошлось опять на уровне отчасти подсознательном.

И не случайно сами полпреды называют себя "полпредами президента", а уже по их действиям видно, что они себя мыслят чем-то вроде этих региональных вице-премьеров. Вот где столкновение происходит. Нервная реакция правительства в этой ситуации вполне понятна и объяснима. И не случайно Касьянов сказал: "Ну тогда мы посадим рядом полномочных представителей правительства". А, может, их и надо посадить рядом? Пусть разберутся, но, по крайней мере, совмещать эти функции в одном лице, видимо, действительно, негоже, ничего хорошего из этого не выйдет, - вот с чем надо определиться. Может быть, два так два, но разберитесь, ребята. То есть, вот эта связка горизон-тальная, она должна быть. (Реплика - А если будет представитель правительства, то, может быть, представитель президента и не нужен?). Может быть, и не нужен. Вот я этого не сказал в силу своего должностного положения, но, может быть, и не нужен, во всяком случае, здесь есть над чем подумать. (Л.ПОЛУЯН - Или это должен быть силовой начальник. Реплика, - Не обязательно силовой). И тогда вполне естественно что через префекта не трансферты и субвенции будут проходить, а у него появляется полномочия всучить округу, скажем, просто директиву, всучить бюджет. Если округ его не принял - все, ребята, и рассуждать нечего, вот вам бюджет, если так ...(Реплика: Это унитарное государство). Подождите, унитарное, это рычаги вмешательства только в том случае, если местные власти не срабатывают как надо. А когда она срабатывает, все нормально, у них есть все права, только делай нормально, вовремя все. Еще раз, воз-вращаясь к этой мысли. Вот даже, если пробежать не на уровне задач, а на уровне функций, что тут есть? Они все дублирующие. Даже в вашем докладе, вот они перечислены, они же все дублирующие, это либо функции правительства, либо прокуратуры и т.д. То есть, есть ощущение (это реальная, причем, проблема), что здесь недорабатывает государство: то есть, либо правительство, либо прокуратура, либо еще кто-то недорабатывает, и вот эта попытка заткнуть их и увязать приводит, на мой взгляд, к такому, действительно, критическому решению. Я возвращаюсь к тому, что мне их, действительно, жалко, они в очень сложное сейчас положение поставлены и как дальше из этого будут выруливать, я не очень представляю.

Вот еще один момент, коллеги, я возвращаюсь к самому началу нашего разговора. Вот прозвучал тезис о несовместимости линейной и "островной" системы и потом было много дифирамбов в адрес линейной системы. И здесь, я чувствую, и не только здесь, это постоянно, начиная с Госсовета (я говорю о своих только впечатлениях, о своих ощущениях), слова произносим все одни и те же. Ну, допустим, вот такой термин, на слуху уже в течение полутора лет: "исполнительная вертикаль", или в последний раз Путин сказал: "федеральная исполнительная вертикаль". Что это такое? Вот для начала надо договориться, потому что слова произносят одни и те же, а подразумевают нечто противоположное. И принципиальный вопрос здесь: вот в эту вертикаль кто? Да, мы говорим: только в рамках исключительной компетенции Федерации. Губернаторы, органы исполнительной власти в субъекты Федерации встроены или не встроены? Вот здесь уже прозвучало: да зачем он нужен? Если они встроены, то да, вроде бы и не нужен тогда полномочный, но ведь вертикаль-то может быть построена по-разному. Если говорить - именно федеральная вертикаль. Это вот вам пример, чтобы всем понятно было, вот французы? Где эта вертикаль в рамках исключительной компетенции государства идет сверху донизу, и все функции, без исключения, выполняет только государство: вот округ, его совет и ниже, они никак не встроены. Француз четко знает, что это вопросы государственные и по ним надо идти в префектуру, а вот это вопросы местные и по ним надо идти в совет. У нас в этой вертикали, той, которую вспоминали, она была совсем другой, в ней были выстроены все как в армейской вертикали есть командующий армией, есть командир дивизии, есть ниже и т.д.

Где сейчас место губернаторов и региональных властей? Внутри этой вертикали или рядом, или другая параллельная вертикаль, своя по предметам исключительной компетенции субъектов и отчасти уже функционально на уровне алгоритмов с полномочиями по совместной компетенции? Вот, скажем, Михаил Михайлович Прусак, когда произносит "вертикаль", он имеет в виду первое, он говорит: "Губернаторов назначать, как командиров полков, я буду подчиняться, сверху донизу и мне будет понятно:мне будут командовать, я буду выполнять и буду командовать. Это один подход. Мы о какой вертикали говорим? Такой полпред не нужен, такой региональный вице-премьер или региональный министр внутренних дел не нужен. А когда у нас есть федеральная вертикаль в рамках компетенции федеральной, начиная с какого-то уровня, я уж не говорю о том, что рядом еще третья - местного самоуправления, каждая со своими полномочиями и горизонтальное взаимодействие по предметам совместного ведения, которое у нас никак не разделено по функциям, то тогда, наверное, нужен. Так вот, когда мы говорим о линейной схеме, о вертикали, - о какой вертикали мы говорим? Может, мы договоримся?

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх