Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/15.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:49:21 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


 
Пока это пытается сделать, по-моему, только Кириенко, ну, может быть, Черкасов. Остальные делают аккуратные, маленькие шажочки, но тем не менее у Кириенко как раз ситуация самая сложная оказалась, потому что он влез в эту запрещенную отрасль - избирательные кампании. Он ведет их во всех субъектах почти, где они идут, пославши туда своих уже представителей, где легально, где нелегально. Причем, представители у него действуют, как правило, не на одного кандидата, а сразу на двух или трех. Поэтому полномочия политические вроде бы даны, но заключаются они в том числе в том, грубо говоря, возбуждать уголовные дела, то есть фактический снимать губернаторов можно или нет? Вопрос. Это не к тому, чтобы обсуждать, это просто так. Например, кто-то первым попытается это сделать другими рычагами, но вот насколько эта штука будет работать, неизвестно и как это будет воспринято в первый раз. Второй момент: а контроль за "генерал-губернаторами", представителями Президента, вообще, кем осуществляется? Прокуратурой, которая должна это делать? Или непосредственно территориальным управлением президента?

Естественно, самое важное, это экономика, и они обязательно влезут в это дело по многим причинам. По региональным программам, даже межокружным взаимоотношениям, с учетом того, что многим не нравится распределение. Мне тоже кое в чем не нравится, например, мне непонятно, почему Волгоградская область попала в Южный, Пермская в Поволжский, а Тюменская в Уральский. Я понимаю, что какие-то соображения, наверное, были, но по многим параметрам ну никак они не должны были туда попасть. Там есть и другие вопросы - деление между Центральным и Северо-Западным. Или почему все три тюменские губернатора просились в Сибирский округ, а Игумнов попросился в Уральский, - тоже не просто так.

Второй блок это возможности, которые у них есть снизу, то есть безотносительно того, какие им полномочия выделены. Это возможности взаимодействия с силовыми структурами на местах. Как они будут осуществляться? Если чисто юридически или политически - не получится, то есть, опять получится ситуация такая: кто кого будет подкармливать. То есть, какими-то возможностями, отношениями и т.д. у представителей президента (если они будут у него). Если эти возможности останутся у губернатора, ничего у них, естественно, не выйдет.

По бюджету. Естественно, опять же влезут, никуда не денутся. Предположим, сначала в рамках рекомендаций, что перераспределение бюджета в округах, не может быть построено так, чтобы они этим делом не занялись. И в зависимости от того, какие отношения сложатся у губернатора с полномочным представителем президента, это все и будет происходить. Я думаю, в российской провинции никуда от этого не деться.

И экономические связи, в том числе и международные. Тут можно несколько примеров привести. Вот Сибирское соглашение очень удачно работало. Они международные дела, европейские, по-моему, передали в Новосибирск, а азиатские - Иркутску. В общем, достаточно успешно работали, то есть, было представительство Иркутское то ли в Пекине, то ли в Шанхае, и оно за все Сибирское соглашение отработало. А новосибирское во Франкфурте, оно на всю Европу, опять же за все Сибирское соглашение работало. Но это лет пять назад было, не знаю, сохранилось это сейчас или нет. Если то же самое будет на этом уровне - это уже получается конфликт с Министерством иностранных дел и с внешними экономическими связями.

Третий момент, наиболее, наверное, важный с точки зрения перспектив: а смогут ли полпреды приручить средства массовой информации? В каждой области сейчас по два-три доренко на телевидении сидят - маленьких только, а когда этих областей 8-15, то это уже 30 доренок, и все "мочат" одного... И это будет, обязательно. Сможет система федеральной власти путем назначения своих представителей независимо от губернатора внедрить, смогут они влезть, встроиться в это дело или не смогут? Опять же, неизвестна перспектива.

Еще один большой вопрос - кадры: кто назначается представителями президента и на какой срок. Я не просто так задавал этот вопрос, потому что это очень важно. Человек должен знать не просто уровень своих полномочий, но и срок этих полномочий, и сколько ему еще осталось или не осталось. И вот эта схема каждые три года представлять себя на продление полномочий на самом деле могла бы быть работающей, но здесь у нас как бы 4-летний президентский цикл есть. И естественно, в избирательную кампанию президентскую эти ребята влезут в обязательном порядке, если это произойдет так, как я сказал.

Ответственность кадровая - тут тоже этот вопрос возник: кто отвечает за неудачное назначение представителя президента. Каким образом? Ну ладно, это не будем обсуждать... Тут говорили про силовиков, а вот взаимоотношения с судебной властью в округах? Мне здесь вообще непонятно, как они будут отстраиваться, но то, что на суды будут давить, это, безусловно. Вопрос только в том, как? То есть появляется лишний фактор давления, потому что понятно, что относятся к ним как к чиновникам высокого ранга, и соответственно, судья должен учитывать, в том числе и в своей личной карьере, эти вещи.

И четвертый, я считаю, важный момент - это потенциальная возможность сепаратизма, о чем тут два или три раза уже говорилось. Они поставлены-то для того, чтобы этот сепаратизм исключить, но я как раз был одним из тех, когда про округа заходила речь, кто говорил о том, что я сильно сомневаюсь, что тенденции сепаратизма в этом случае уменьшатся. Они увеличатся, я так считаю. Но вопрос сложный. Произойдет (и уже происходит) перестройка федеральных ведомств. Ну, железные дороги - там еще не скоро, а вот проблемы не только федеральных ведомств, но естественных монополий тоже возникнут. Они все будут перестраиваться под эту окружную систему. Это у нас займет я не знаю сколько времени, потери будет тоже трудно оценить. Вот "Связьинвест" уже перестраивается. РАО "ЕЭС" реструктуризируется тоже под это дело. Насчет "Газпрома" ничего не знаю. А вот нефтяные компании - они уже делят округа, и это видно по борьбе "Сибнефти" и ЛУКойла, это идет просто открытым текстом: Архан-гельск, Волгоград, Калининград, Пермь, Ненецкий округ - вот оно, место борьбы. Посмотрите газеты - массу удовольствия можно подучить...

И что еще меня смущает в этой системе перестроенной (я про органы контроля говорил)? В принципе, по нашей Конституции органом контроля мог бы быть соответствующий орган законодательной власти соответствующего уровня. Но он, не предусмотрен, его нет и, скорее всего, быть просто не может. Тогда получается, что контроль осуществляется либо по президентской линии, либо по правительственной. То есть где они наступают экономически не туда - их правительство тут же "мочит", если контроль идет только сверху. То есть, по сути дела, они получают достаточно большие полномочия, потому что зависят только от верхней власти.

В общем, в основном это все. И подводя итог, хочу сказать, что функции у представителя президента, конечно, не координирующие, как об этом было заявлено в документах. Противоречия между юридической частью и, как тут было сказано, "по жизни" - они совершенно разные. Если это не будет приводиться в соответствие, очень быстро это все свернется.


                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх