|
Дискуссия последних минут говорит о том, что начали делить
текущие функции управления в государстве: трансферты, участие в экономической
деятельности и т.д. На самом деле, этот вопрос содержит три компоненты: правовую,
политичес-кую и экономическую. Мы предлагаем рассмотреть роль Полномочных представителей
Президента в каждой из этих компонент. Предложения, которые нами разработаны
в этой связи, изложены в представленных всем присутствующим материалах. Поэтому,
я бы хотел сказать о другом.
Михаил Александрович в своем выступлении затронул одну очень
важную мысль: кто у нас Президент? Глава государства или он все-таки ближе к
исполнительной власти?
Действительно, настоящее положение Президента России определяет
его близость к исполнительной власти. В связи с этим, Прези-дент в России фактически
несет ответственность за все то, что 'недоделало' Правительство. Это неправильная
ситуация. Президент - это глава государства. Поэтому должно появить-ся ответственное
Правительство. Что такое "ответственное Правительство" - это тема
отдельной дискуссии, затрагивающей вопросы формирования кабинетного принципа,
поднятие статуса министра и т.д., обсуждение этих вопросов и принятие взвешенных
решений по ним необходимо. Тогда у нас появляется одна очень важная, принципиальная
и законченная вещь: Президент становится высшей политической властью.
Его представители, личные представители Президента - это поли-тическая
власть. Что делает политическая власть? Она определяет основные направления
действий Правительства, других структур, то есть стратегию развития государства
и механизмы решения социальных про-блем в стране. Функции Полномочного представителя
Президента России при этом определяются как политические.
В этой ситуации Полномочный представитель Президента Российской
Федерации не может возглавлять коллегию территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти. Это абсурд, который сегодня происходит, но которого
не должно быть.
Однако чрезвычайно важно, чтобы действия полномочного представителя
были скоординированы с представительствами, с территориальными органами федеральных
министерств. Безусловно, у Полномочного представителя Президента Российской
Федерации функции политические и его контроль за деятельностью Правительства
на местах чрезвычайно важен. Спектр его функций чрезвычайно обширный.
Андрей Анатольевич говорил в своем докладе о том, что появля-лись
в России генерал-губернаторы в "плохие" времена разбалансированности
власти. Сегодня у нас власть разбалансирована, и не только в сфере законодательства.
Привести в соответствие региональное законодательное поле не удастся до тех
пор, пока не выровняем собствен-ное федеральное законодательное поле. То есть,
проблема формирования в России единого правового пространства является комплексной
и процесс ее решения должен быть встречным.
Более того, региональное законодательство по многим направлениям
ушло вперед федерального и нужно пользоваться хорошими примерами правоприменительной
практики, опережающими федеральное законодательство нормами. То есть, еще раз
уточню - это задача всегда комплексная. Не бывает так, что до первого января
возможно 'что-то к чему-то привес-ти', если невозможно этого сделать в принципе.
(Приведешь региональный закон в соответствие одному федеральному закону, будешь
противоречить другому). Это одна проблема.
Есть и другая. Те же межбюджетные отношения. Сейчас в замерзающем
Приморске ищут ответственных и кто виноват в сложившейся ситуации. На самом
деле виноваты очень многие из тех, кто участвовал в реформах, начиная с периода
конца 1991 - начала 1992 гг. Это запущенная проблема. Многие расходные статьи
социальной сферы годами 'сбрасывались' на муниципальный уровень без соответствующего
финансирования. Всему есть предел. Нарыв стал вскрываться. К названной здесь
части "проколов" губернатора Приморского края, я хотел бы добавить
еще и то, что мэр одного из городов был к нему всегда в оппозиции, а мэр другого
города был его конкурентом на последних выборах губернских. Этот фактор там,
на той территории, играет гигантское значение: кому даются деньги, кому не даются.
Из всего сказанного вытекает, что функции Полномочного представителя
Президента Российской Федерации чисто политические сегодня. У нас есть политическая
система государственного устройства, заложенная в Конституции. На практике она
сейчас переломана. Во-первых, субъекты Российской Федерации, удушив финансово-экономические
муниципальные образования, 'посоздавали' на большей части территории России
унитарные модели управления с практически полностью законченным контуром управления
самостоятельного государства. Причем, если бы они правили. На самом-то деле
правят даже не они. Вы можете посмотреть по проценту газификации и узнаете,
кто правит.
Запущенные межбюджетные отношения привели к долгосрочной зависимости
власти от вертикально интегрированных компаний, обеспечивающих энергоресурсами.
Причем, в полной политической зависимости. Вертикально интегрированные компании
на половине Российской Федерации формируют власть. Не власть регулирует монополии,
являясь априори единственным проти-вовесом, а монополии формируют удобную для
себя власть и действуют, в том числе с помощью газовой задвижки. А дальше процесс
легко предсказывается. Какой-то момент отрасль действительно развивается, но
потом наступает, общая, всеобщая деградация. Так вот такая переломанная политическая
ситуация должна быть главной заботой полпредов политического руководителя -
Президента Российской Федерации.
Есть на сегодняшний день по крайней мере еще два серьезных
обстоятельства, усложняющих работу Полночных представителей Президента Российской
Федерации в федеральных округах. Андрей Анатольевич тоже правильно сказал, что
полпреды прекращали свое существование в России, когда выстраивалась достаточно
эффективная линейная власть в государстве. Линейная! То есть, выстраивались
отраслевые вертикали, к которым мы привыкли за много десятилетий жизни в Советском
Союзе. И, действительно, Полномочный представитель Президента может помочь выстроить
эффективно отраслевую вертикаль. Но по нашей-то государственной модели нам не
нужна отраслевая верти-каль, нам нужно четкое распределение функций, полномочий,
ресурсов, ответственности по трем конституционно заложенным уровням власти.
Нужно сейчас выстраивать не вертикаль унитарного государства, а развивать и
добиваться реализации конституционных принципов, то есть у нынешних полпредов
задачи заметно сложнее, чем в прошлом у генерал-губернаторов.
Еще одно объективное обстоятельство. Если мы на федеральном
уровне не заложим четкую программу действий, не обозначим конкретных задач действий
Полномочных представителей Президента, то хотите вы этого или не хотите, они
пойдут в экономику...
Когда я слушаю по радио, что один из Полномочных представителей
поехал в такую-то территорию для изучения перспектив геологоразведочных работ,
я сижу и думаю: 'Зачем'? Когда приходит через Правительство поручение рассмотреть
намерение такого-то полпреда сформировать комплексную программу социально-экономического
развития в масштабах федерального уровня, опять возникает вопрос: 'Зачем'?
В этой связи выступает еще один крупный политический вопрос:
что такое Федерация, что такое экономика федеральная, экономика в федеративном
государстве? У нас в России на ранней стадии реформ федеральный Центр отстранился
от инфраструктурного разви-тия единого экономического пространства в 1992-1993
годах из расчета, что уход государства из экономики поднимет ее на исключительно
рыночных отношениях. Субъекты вынуждены были подхватывать многие макроэкономические
вопросы и брать их на себя. На самом деле вопросы макроэкономического развития
не должны входить в структуру федеративных отношений и как только мы отсюда
их выведем и подведем эти вопросы под функ-ции ответственного Правительства,
мы ту опасность, что поли-тики будут вмешиваться в чисто экономические вопросы,
во многом избежим.
Кроме того, если будет задан четкий спектр задач действий полномочных
представителей (это очень сложно сделать), мы избежим их объективного стремления
к получению властных рычагов, властных полномочий. А мы это уже почувствовали
по кадровой политике. Уже много месяцев не можем согласовать кадровые назначения
в территориальном органе. Мы работаем с исполняющими обязанности. Причем по
ряду фамилий они иногда действительно очень правильно и четко подсказывают,
что вы выбрали не того кандидата (у нас их 85!), но в большинстве случаев идет
просто затяжка. Мы на протяжении трех месяцев не можем подучить ответа ни на
одну представленную фамилию из двух федеральных округов! Вообще без комментариев.
То есть, сейчас уже началась натяжка каких-то полномочий (по крайней мере, по
кадрам) уже на себя. То же самое пойдет в экономике.
Таким образом, я бы хотел предложить расширить круг обсуждения.
От текущих проблем перейти к стратегическим или долгосрочным задачам, к нашим
по-литическим задачам.
Спасибо.
|
|