|
Публикации
| 10 лет СНГ: некоторые итоги | СССР-СНГ: Новый вызов - навязанная извне религиозная
война
А.А. Игнатенко
СССР-СНГ: НОВЫЙ ВЫЗОВ - НАВЯЗАННАЯ ИЗВНЕ РЕЛИГИОЗНАЯ
ВОЙНА
Размышления о судьбах СНГ мне бы хотелось со своего рода эпиграфа - по обстоятельствам
большого отрывка из недавно опубликованной статьи Марии Розановой 'Кавказская
пленница' (Независимая газета, 11 мая 2001 г.).
...Много лет я печатала свой журнал 'Синтаксис' в собственной типографии, которая,
кроме синтаксических изделий, еще брала заказы на печать у разных лиц и организаций.
И вот однажды звонит мне новый клиент и просит приехать к нему, чтобы обсудить
большой типографский проект. Я, говорит, старый, мне, говорит, са-мому приехать
трудно. Приезжаю. И попадаю в чудесный дом отставного профессора Беннигсена,
специалиста по мусульманским странам, сына известного путешественника и этнографа
(см. 'Легенды и сказки Центральной Азии, собранные графом А.П.Беннигсе-ном',
СПб., 1912), который предлагает мне принять заказ от Society for Central Asian
Studies (Оксфорд) на переиздание серии книг о мусульманах в России и просит
сделать смету на первую книжку. Но как только я делаю предварительные подсчеты,
происходит нечто невероятное: клиент вместо того, чтобы скривиться и хотя бы
намекнуть на то, что 'дороговато', как поступают обычно заказчики, вдруг говорит:
'Марь Васильна, а не мало ли вы берете? Ваша работа должна стоить гораз-до больше!'
Я удивилась, но отказываться не стала, а когда книга была кончена печатью, за
ней приехал из Оксфорда сам руководитель азиатского Society - роскошный американец
Э.Уимбуш, в прошлом студент Беннигсена в университете города Чикаго.
Потом я напечатала вторую книгу, третью, а на четвертой американец
спросил, не предпочла бы я получать деньги за работу не банковским чеком, а
наличными. На этой фразе все стало на свои места - я достаточно хорошо знала,
что 'черным налом' на Западе платят только спецслужбы. Всего из моей типографии
вышло двадцать книг: 'Туркестан - колония', 'Казахи о русских до 1917 года',
'Восстание казахов и киргизов в 1916 году', 'Три имама' и еще шестнадцать. Они
никогда не поступали в книжные магазины. В университетских библиотеках Европы
и Америки их тоже нет. Все тиражи шли в наши республики, а прекрасный американец
пошел на повышение: стал директором Радиостанции 'Свобода'...
А когда мы подружились с Беннигсеном, который был научным руководителем
серии, он мне поведал, что в основе этого издательского проекта лежала его докладная
записка в ЦРУ, где он доказывал (и убедил!), что справиться с советской властью
и российским коммунизмом можно только мусульманскими руками...
Эти, во многом покаянные воспоминания русской интеллигентки
и патриотки, волею судеб оказавшейся антисоветчицей, исключительно значимы.
Они подтверждают давние, еще советского периода истории России выводы исследователей
о том, что США использовали исламский фактор (не только его, конечно) для разрушения
советского государства. Они подтверждают также, что, как минимум, некоторая
часть академических ученых и исследовательских центров работала на Центральное
разведывательное управление США (ЦРУ), а профессор Беннигсен и его ученики,
- как минимум, некоторые, - разрабатывали и реализовывали планы подрывной работы
против Советского Союза. (И до этого свидетельства ни для кого не являлось большим
секретом, что в 70-х прошлого, XX века сотрудник британской разведки Бернард
Льюис предложил администрации президента Картера план дестабилизации Советского
Союза посредством провоцирования недовольства мусульман на Кавказе и в Средней
Азии. Реализацией плана озаботились Королевское азиатское общество, Оксфорд-ский
университет, Институт исследования Востока и Азии и Парижский университет. Главными
разработчиками и пропагандистами этого плана - включая концептуальное, на потребу
либеральной академической общественности Запада, прикрытие плана демонстрацией
внутренних причин недовольства - были сам Бернард Льюис, а также Александр Беннигсен
и его дочь Мария Броксап. Ценность свидетельства Марии Розановой - в том, что
она подтверждает эти сведения в качестве человека с 'той стороны'.)
Но я совсем не намерен оживлять призраки прошлой 'холодной
войны' и далек от того, чтобы, предположим, подозревать каких-то учеников Беннигсена,
работающих сейчас в России и занимающихся исламом и мусульманами России и СНГ,
в том, что они сотрудничают с ЦРУ и трудятся над разрушением российского государства,
а заодно и государств СНГ, в которых распространен ислам.
Свидетельство Марии Розановой подтверждает то, что ислам, мусульмане
Советского Союза являлись объектом внешнего воздействия, и субъекты этого внешнего
воздействия стремились превратить мусульман из лояльных граждан этого государства
в некую антигосударственную силу. План удался, и распад Советского Союза (и,
соответственно, создание СНГ) в какой-то степени (разумеется, не в первую очередь)
стал следствием искусственно созданного (или возрожденного) напряжения по линии
государство - ислам, государство - мусульмане. И в настоящее время, наблюдая
проявления исламского экстремизма, мы не можем не задаваться вопросом: почему
возникают и оказывают свое деструктивное и дестаби-ли-зирующее воздействие на
государство и общество в странах СНГ политические пар-тии, экстремистские и
террористические группировки, незаконные вооруженные формирования, заявляющие
о том, что они исламские, то есть, как предполагается, руководствующиеся исламом
как идеоло-ги-ей и выражающие или защищающие интересы мусульман как особой социальной
общности.
Последователи Беннигсена объяснят нам возникновение и активность
исламского экстремизма внутренней кризисностью постсоветского общества или кризисностью
отдельных регионов России и других государств СНГ. Еще полные сил российские
ветераны 'холодной войны' обвинят в распространении исламского экстремизма Соединенные
Штаты. Но я считаю, что постсоветские государства СНГ - Россия, центральноазиатские
государства (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, пока в наименьшей
степени Туркменистан), а также Азербайджан и Украина - оказались перед лицом
нового вызова. Этот вызов - внедряемый извне исламский экстремизм в форме ваххабизма[1].
Есть ваххабитский центр - Саудовская Аравия. Есть ваххабитский
форпост - Афганистан. Есть вспомогательные силы ваххабитов - талибы (движение
'Талибан'), таблигиты (индо-пакистанская организация Джамаатэ-Таблиг), тахрировцы
(члены арабской 'Исламской партии освобождения' - Хизб ат-тахрир аль-ислами),
экстремисты из разных стран постсоветской Центральной Азии и китайского Синьцзяна
('Исламское движение Узбекистана', превращенное недавно в 'Исламскую партию
Туркестана'). С афганского форпоста осуществляется проникновение ваххабитов
в постсоветскую Центральную Азию и на Кавказ. Формы и методы внедрения ваххабизма
многочисленны и разнообразны - направление миссионеров; идеологическая обработка
мусульман из государств СНГ, прибывающих на хадж в Саудовскую Аравию; деятельность
формально неправительственных фондов; создание ячеек подпольных организаций;
вторжение из-за рубежа боевиков и вооруженных групп; террористическая активность;
создание форпостов ваххабизма - Чечня при Дудаеве-Яндарбиеве-Масхадове, Дагестан
(Кадарская зона), Таджикистан (Тавильдаринская зона). Вожделенный регион для
создания ваххабитского форпоста - Ферганская долина.
В чем новизна этого вызова? В том, что он возник в условиях,
сложившихся после 'холодной войны', когда реально стал формироваться многополюсный
мир. И одним из складывающихся полюсов этого потенциально многополюсного мира
стала Саудовская Аравия. Этой стране в последней четверти прошлого века были
предоставлены исключительные исторические шансы[2],
среди которых - использование Соединенными Штатами Саудовской Аравии в качестве
орудия сокрушения коммунизма и ликвидации советского влияния в государствах
распространения ислама[3], -
что превратило это государство в сильного и самостоятельного игрока в зонах
распространения ислама и расселения мусульман. Образно говоря, ситуация выглядит
следующим образом: пока ослепленный самодовольностью Збигнев Бжезинский рассуждает
о 'великой шахматной доске', воображая себя Великим Шахматистом, одна из фигур
уже давно стала самосто-я-тельной и ведет свою собственную игру на просторах
Евразии и не только там.
В российском и мировом научном сообществе имеют хождение различные
гипотезы относительно целей, которые преследует Саудовская Аравия, вкладывая
столько сил и средств в распространение ваххабизма:
ћ создание ваххабитских плацдармов на важных в глобально-эконо-ми-ческом
и военно-стратегическом направлениях (Юго-Восточная Европа, Кавказ, Центральная
Азия и т.д.);
ћ создание условий для контроля за регионами добычи и транспортировки
углеводородного сырья (Прикаспий, в частности - Дагестан и Чечня);
ћ реализация в качестве ударной силы тех целей, которые ставят
в указанных регионах Соединенные Штаты Америки ('война по доверенности' - этот
способ хорошо показал себя в 70-80-е гг., когда США смогли нанести сокрушительный
удар по Советскому Союзу в Афганистане с широкомасштабным вовлечением в войну
Саудовской Аравии и ее ресурсов, в первую очередь - финансовых и идеологических);
ћ нанесение удара в геополитический тыл исторического и стратегического
конкурента Саудовской Аравии - Ирана;
ћ канализация за пределы Саудовской Аравии разрушительной энергии
местных ваххабитов, которые настроены антимодернизаторски и противятся реформам,
проводимым правящей династией Саудидов;
ћ стремление поучаствовать в дележе наследства 'больного человека
Евразии' - бывшего Советского Союза.
Думается, что в каждой из этих гипотез есть элемент истины.
Но мож-но сформулировать предположение, которое нельзя не принять - без сложных
выкладок - хотя бы по причине его тавтологичности. Распространители ваххабизма
стремятся к распространению ваххабизма, реализуют ваххабитскую экспансию. То
есть они стремятся к тому, чтобы идеи, сформулированные Ибн-Абд-аль-Ваххабом
и его последователями заменили, вытеснили ислам, распространенный в Центральной
Азии и на Кавка-зе, они реализуют задачу превращению ваххабизма из численно
ограниченного направления в исламе, которое многие мусульмане расценивают как
еретическое[4], в господствующее.
И в этом - также новизна вызова. Государства СНГ, в которых распространен ислам,
оказались территорией, на которой развязана религиозная война[5],
и первым объектом агрессии являются местные мусульмане.
На территории России первая битва этой войны - столкновения
в дагестанском селе Чабанмахи в мае 1997 г., когда состоялось сражение между
ваххабитами и тарикатистами (трое убитых, двое раненых). Ярчайшее (но, увы,
не единственное) проявление этой религиозной войны - агрессия дагестанских,
чеченских и арабских ваххабитов с плацдарма в Чечне против соседнего Дагестана
летом 1999 г. В ряду этих битв - агрессивные вылазки ваххабитских экстремистов
на территории Узбекистана, Таджикистана, Киргизии в 1999 и 2000 гг. И совершенно
парадоксальным образом светские режимы в ряде постсоветских государств оказались
в ситуации, когда они защищают местный, традиционный ислам.
Новизна этого вызова предполагает отказ от стереотипов, унаследованных
от периода 'холодной войны', - в отношении ее бывших участников, как главных
(США и СССР), так и второстепенных. Становится насущной для государств СНГ задача
выработки новой политики в области государственно-религиозных отношений. Нельзя
исключать и того, что назреет задача выработки международно-пра-вовых ме-ханизмов,
регулирующих межрелигиозное сосуществование и взаимодействие. Новизна этого
вызова предполагает также новую конфигурацию геостратегических союзов в формирующемся
супер-регионе, охватывающем Ближний и Средний Вос-ток, Центральную Азию, Кавказ,
а также Северную Африку, регион Персидского залива, Юго-Восточную Европу - в
супер-регионе, относительное единство которого заключается в том, что он превращен
в арену разобщающей религиозной войны.
[1] Под ваххабизмом
здесь подразумевается не любая форма суннитского экстремизма (в этом, широком
и не вполне точном смысле слово чаще всего употребляется в публикациях, посвященных
религиозно-политической ситуации в СНГ), а учение и деятель-ность последователей
Ибн-Абд-аль-Ваххаба, аравийского реформатора ислама XVIII в. История возникновения
этого движения с достаточной степенью полноты изложена в книге А.М.Васильева
'Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии' (М., 1967).
Современ-ное состояние ваххабизма на его родине - на Аравийском п-ве - показано
в фундаментальном труде И.А.Александрова 'Монархии Персидского залива: этап
модернизации' (М., 2000), особенно - в разделе 'Эволюция ваххабитского фактора
в Саудовской Аравии' (с. 184-204). Учение ваххабизма излагается в массе книг,
брошюр, листовок (а также на других носителях и иными способами), которые распространяются
на территории государств СНГ.
[2]См.: Исламизм:
глобальная угроза? / Научные доклады Института социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова.
? 2. 2000. Ноябрь. [Издание также размещено на интернет-сайте института по адресу:
http://niiss.ru]
[3] См.: Игнатенко
А. Исламский радикализм как побочный эффект 'холодной войны' // Центральная
Азия и Кавказ. 2001. ? 1 (13). [Интернет-версия журнала - http://www.ca-c.org]
[4] В этом
- объяснение того, почему ваххабиты (как в самой Саудовской Аравии и ряде других
государств Аравийского п-ва, так и в тех зонах, где они создали свои плацдармы)
не желают называться ваххабитами. В этом случае окажется, что они - последователи
не исконного, аутентичного ислама, а того учения, которое было разработано в
XVIII в. Ибн-Абд-аль-Ваххабом.
[5] Разумеется,
эта трактовка происходящих процессов выделяет, в значительной степени искусственно,
одну линию из многих, тесно переплетенных и сопряженных с массой превходящих
обстоятельств. Принятие такой трактовки не предполагает ни отказ от принятия
других трактовок, ни, самое главное, отказ от реакции на другие вызовы (например,
тесно связанный с идущей религиозной войной наркотрафик или незаконный оборот
оружия).
Публикации
| 10 лет СНГ: некоторые итоги | СССР-СНГ: Новый вызов - навязанная извне религиозная
война
|
|