|
Публикации
| 10 лет СНГ: некоторые итоги | К вопросу об угрозах безопасности в
центральной Азии
И.Д. Звягельская зав. сектором Института
востоковедения РАН, профессор МГИМО МИД России, доктор политических
наук
К ВОПРОСУ ОБ УГРОЗАХ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В последние годы наблюдается серьезный рост дестабилизирующих тенденций в Центральной
Азии. Сразу после распада СССР аргументы, призванные обеспечить 'развод' с центральноазиатскими
республиками, сводились в основном к эко-номическим и политическим соображениям.
Речь шла о том, что республики этого региона являются дотационными и, следовательно,
будут представлять собой тяжелый груз для российской экономики, что политически
они не готовы к проведению рыночных реформ и к демократизации общества и будут
лишь тормозить преобразования, осуществляющиеся в России. Показательно, что
в использовавшемся наборе аргументов практически не нашлось место проблемам
безопасности. Вместе с тем, уже в начале 90-х гг. стало ясно (как только разразилась
гражданская война в Таджикистане), что Центральная Азия не столько может служить
буфером против идущих с юга угроз, сколько сама при определенных обстоятельствах
способна порождать и воспроизводить угрозы, к которым можно прежде всего отнести
терроризм, контрабанду наркотиков и оружия, экологические проблемы.
В целом рост угроз был обусловлен как традиционными факторами,
так и относительно новыми, порожденными особенностями современного этапа развития
цент-ральноазиатских государств. К общим причинам, вызывающим рост напряженности
(нынешней и потенциальной), можно отнести ограниченные водные и земельные ресурсы,
особенности социально-политической структуры местных обществ со сложной системой
местнических и межклановых отношений, соперничество элит, пограничные проблемы
и т.п. Ситуация серьезно осложнилась в результате экономи--ческого кризиса,
последовавшего сразу после распада СССР. Так, с 1990 по 1996 г. ВВП Киргизии
сократился на 47%, объем промышленного производства - на 61%, сельскохозяйственного
производства - на 35%, капиталовложений - на 56%. Даже в относительно благополучном
Узбекистане, представляющем собой наиболее мощную в экономическом отношении
державу региона, за то же время падение ВВП составило 17% [1].
Правда, в дальнейшем ситуация в Узбекистане постепенно начала выправляться,
наметился стабильный, хотя и небольшой, прирост ВВП. Однако под влиянием кризиса
социальные программы были урезаны. В наиболее же тяжелом положении оказался
Таджикистан, переживший кровопролитную гражданскую войну.
Результатом роста негативных экономических тенденций стала
в наиболее бед-ных государствах массированная реструктуризация экономики - деиндустриализация,
сопровождающаяся ростом сравнительной значимости торговли и сектора услуг. Занятость
в сельскохозяйственной сфере возросла, но при этом избыток рабочих рук вел к
вытеснению части сельскохозяйственного населения в города, где оно не могло
найти стабильного заработка. Эти процессы имели своим следствием маргинализацию
и пауперизацию населения, что в условиях высокой рождаемости прежде всего ударило
по молодежи. Хлынувшее в города избыточное сельское население принесло с собой
и возродило систему привычных для него деревенских отношений, которые по своей
сути противоречат модели функционирования современных урбанистических центров.
Находя применение в сфере торговли и услуг, вчерашние жители деревни способствовали
тому, что непрофессионализм, отсутствие городской культуры привели к провинционализации
жизни в городах, что особенно ощутимо в Таджикистане и Киргизии. При этом значительная
часть сельской молодежи не может найти себе работу, не обладая необходимыми
знаниями и навыками, и становится легкой добычей криминальных структур.
Социальная сфера испытала особенно тяжелый удар. Несмотря на
то что в целом для обществ центральноазиатских государств характерен весьма
низкий уровень по-требностей, все же разница по сравнению с периодом пребывания
в составе СССР была очень ощутимой. Проблемы с выплатой пенсий и пособий, с
поддержанием системы образования и здравоохранения, крайне низкий уровень защищенности
населения способствовали развитию тенденций к ретрадиционализации. В этом же
направлении работают такие факторы, как коррупция и непотизм в высших эшелонах
власти, несоблюдение законности, слабость правоохранительных органов. Люди,
чувствуя себя беззащитными, естественно, тянулись к традиционным структурам,
регулировавшим личную и общественную жизнь. Отсюда происходило и повышение внимания
к религии, которое при определенных обстоятельствах выли-валось в заимствование
рецептов справедливого переустройства общества в рамках политического ислама.
Одновременно тесные и закрытые кланово-семейные связи, обеспечивавшие определенный
социальный комфорт и возможность выживания, не могут не приходить в противоречие
с задачами модернизации и создания современных обществ.
Данная работа не претендует на подробное рассмотрение всех
угроз и вызовов безопасности в Центральной Азии. Основное внимание будет сконцентрировано
на дестабилизирующем воздействии экстремизма и наркобизнеса, а также на экологических
проблемах.
Исламский экстремизм. Приведенные выше особенности современного
развития центральноазиатских обществ создали питательную среду для появления
там экстремистских исламских организаций. Внешняя помощь и поддержка со стороны
международных исламских фондов и правительств отдельных мусульманских государств
играет важную, но все же второстепенную роль. Результативность этой поддержки,
включающей финансовую помощь, подготовку боевиков и экспорт идеологии (нередко
не являющейся характерной для данного региона), обусловлена наличием в регионе
противоречий, недовольства и фрустрации. В свою очередь, она дает возможность
быстрее реализовать протестные настроения и направить их в определенное русло.
Особенностью нынешнего этапа активизации исламистов является
их радикали-зация. Например, в Таджикистане в период гражданской войны важная
роль в оппо-зиции принадлежала Исламской партии возрождения Таджикистана, которая
базиро-валась главным образом на региональной основе и не была фундаменталистской
по своей сути. Выступая за исламское государство, являющееся raison d'etre полити-че-ского
исламского движения, ее лидеры не ставили своей целью немедленное сверже-ние
светского режима, а стремились лишь добиться передела власти, который позволит
им получить доступ к собственности и контролю над ресурсами. Значительная часть
из них вполне удовлетворила свои амбиции в результате получения 30% административных
и государственных постов в соответствии с соглашением о мире.
Новой инкарнацией исламистов в Центральной Азии стала, в частности,
организация Хизбат-Тахрир [2].
Полное название Хизб ат-тахрир аль-исламий - Исламская партия освобождения (ИПО).
Это - радикальная подпольная исламистская организация, которая была создана
в 1952-1953 гг. в Палестине и несколько лет назад появилась в Центральной Азии,
воплотила в традиционной для мусульманского общества форме социальный протест.
Как и все подобные группировки, имеющие свои корни в других районах мира, попав
на новую почву, она подверглась определенной мутации, что однако не привело
к корректировке ее базовых целей. Главная цель - революционная борьба за создание
исламского халифата как условия для формирования истинного исламского общества.
По сведениям таджикистанской печати, подпольно действующие ячейки Хизб ат-Тахрир
имелись в Душанбе, Худжанде, Гафурове, Кофарнихонском, Ленинском, Гиссарском,
Исфаринском, Аштском, Джабаррасуловском, Зафарабадском, Науском, Ганчинском,
Ура-Тюбинском, Матчинском районах. При этом в прессе утверждалось, что актив-ную
роль среди последователей Хизб ат-Тахрир играют выходцы из Ферганской, Андижанской,
Наманганской областей Узбекистана [3].
Впрочем, к последнему замечанию следует относиться с осторожностью, принимая
во внимание напряженные таджикско-узбекские отношения.
Если Хизб ат-Тахрир сранительно недавно появилась на политической
сцене региона и до сих пор в своей деятельности не выходила за рамки активной
пропагандисткой работы и вербовки новых сторонников, то некоторые другие организации,
существующие с начала 90-х гг., перешли в последние годы к методам широкомасштабного
вооруженного террора. Речь идет об Исламском движении Узбекистана, которое сделало
ставку на дестабилизацию обстановки в Узбекистане и Кир-гизии, а также на создание
особого района на базе Ферганской долины. Именно в этом районе многие ключевые
проблемы Центральной Азии стоят особенно остро: ограниченные земельные и водные
ресурсы, высокая плотность населения, проб-ле-мы межэтнических отношений, влияние
напряженных межгосударственных отношений (Ферганская долина поделена между Таджикистаном,
Узбекистаном и Киргизией). К этому можно добавить то, что в настоящее время
почти половину населения составляет молодежь менее 18 лет, занятость для которой
резко ограничена. Ферганская долина имеет давнюю исламскую традицию, и игра
на религиозных чувст-вах и настроениях активно используется исламистами в собственных
целях. По дан-ным российских спецслужб, именно в этом анклаве, где наиболее
сильны позиции исламских экстремистов, включая Исламское движение Узбекистана,
планируется образовать так называемый халифат, границы которого в дальнейшем
предполагается расширить [4].
Как полагают местные обозреватели, нападения исламских боевиков на Баткенский
район Киргизии и на Узбекистан в августе 1999 г., а также попытки прорыва на
их территории осенью 2000 г. были звеньями одной цепи, наме-рением прощупать
возможность реализации варианта создания особого режима в Ферганской долине
и примыкающих к ней районах, которые могли бы составить в будущем единое образование,
выделившееся из состава Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. На настоящем этапе
подобные планы выглядят весьма проблематично. Однако несомненно расширение деятельности
исламистов в Центральной Азии, кото-рые активно и результативно используют накопившиеся
в местных обще-ствах проб-лемы.
Положение осложняется тем, что террористы имеют базы не только
за рубежом (прежде всего в Афганистане), но и на территории государств центральноазиатского
региона, прежде всего в отдельных районах Таджикистана. Некоторые радикально
настроенные полевые командиры, не принявшие курс на национальное примирение,
сохранили позиции в горных укрытиях в Каратегине, Тавильдаре, Джиргатале. С
1996 г. в этих районах, контролируемых таджикскими 'непримиримыми', находили
приют члены Исламского движения Узбекистана. Джума Намангани и Тахир Юлдашев
в 1999 г. действовали, по мнению международных наблюдателей, из укрытий в Таджикистане
[5]. После боев их отряды отступили
в Таджикистан и были препровождены таджикскими властями в Афганистан, где они
находят поддержку у руководства Северного альянса. После проведенной в Афганистане
зимы боевики осенью 2000 г. вновь просочились в Таджикистан, а оттуда двинулись
в Киргизию и Узбекистан [6].
Нападения исламских экстремистов в августе-сентябре 2000 г.
осуществлялись по схеме, опробованной осенью 1999 г., но с использованием новой
тактики. Специалисты полагают, что операция на киргизском направлении была скорее
отвлекающим маневром в условиях, когда основной целью боевиков стал Узбекистан.
Судя по всему, боевики пытались закрепиться на территориях и сохранить свое
присутствие в Узбекистане и Киргизии, одновременно поддерживая связь со своими
единомышленниками в Таджикистане и Афганистане.
Дестабилизирующее воздействие радикального исламизма тесно
связано с проблемой контрабанды наркотиков. С одной стороны, наркоденьги используются
для обеспечения экстремистов оружием, средствами для содержания тренировочных
лагерей и т.п. С другой стороны, наркодельцы не заинтересованы в установлении
жесткого государственного контроля, усилении правоохранительных структур. Их
гораздо больше устраивает социально-политическая нестабильность, кризисное состояние
общества, которое дает возможность с наименьшими издержками обеспечить функционирование
сети переброски и сбыта наркотических веществ.
Проблема контрабанды наркотиков. Наркобизнес стал после распада
СССР серьезным фактором, оказывающим воздействие на социально-экономическое
развитие региона. Важную роль в этом сыграла географическая близость Центральной
Азии к главным центрам производства наркотических веществ. В настоящее время
самым крупным производителем наркотиков в мире стал Афганистан. Его нынешние
правители - талибы - заинтересованы в развитии этой отрасли, поскольку получают
стабильные и высокие доходы, обложив производителей 20% налогом. В настоящее
время они контролируют около 97% площадей выращивания опиумного мака [7].
По данным европейских специалистов, Северный альянс в свою очередь облагает
налогами переправку наркотиков в Таджикистан и Узбекистан.
На современном этапе, когда основную роль играют тяжелые наркотики,
наркобизнес обеспечивает высочайшие прибыли. Например, 1 кг героина на таджикско-афганской
границе стоит 7-10 тыс. долл.; в Москве - 150 тыс. долл., а в Европе - 200 тыс.
долл. В сеть наркобизнеса в Центральной Азии вовлечено, по оценкам, несколько
миллионов человек, а годовой оборот всей наркоиндустрии составляет около 14
млрд. долл. [8]
Наркобизнес оказывает все более серьезное негативное воздействие
на общую ситуацию и в конечном итоге на безопасность в широком понимании этого
термина. К наиболее серьезным негативным последствиям можно отнести следующие:
- происходит широкое вовлечение населения в наркоотрасль; бедность
и отсутствие перспектив заставляют многих людей становиться наркокурьерами,
участвовать в производстве и сбыте наркотиков; все больше женщин и молодежи
вовлекается в преступный бизнес;
- опасной черты достигла наркомания в России; одновременно
она получает все большее развитие в самой Центральной Азии, где ранее этого
явления не наблюдалось;
- теневое распределение доходов создает огромное давление на
находящуюся в кризисе экономику и препятствует ее нормальному развитию; возможность
получить легкие и большие деньги, не сравнимые с доходами от промышленного и
сельскохозяйственного производства, не создает побудительных мотивов для капиталовложений
в реальную экономику;
- наркоденьги существенно подпитывают криминальные и экстремистские
группы. Они облегчают подкуп должностных лиц и создают почву для коррупции,
захватывающей государственные структуры.
В конечном итоге наркобизнес несет ответственность и за поддержание
нестабильности, обеспечивающей для него более широкое и безопасное поле деятельности.
Проблемы ухудшения окружающей среды. В государствах Центральной
Азии эти проблемы приобретают все более острый характер, чему способствует то
об-стоятельство, что для исправления ситуации требуются огромные финансовые
ре-сурсы, которыми страны региона не располагают. В данном разделе мы остановимся
лишь на наиболее угрожающих проявлениях экологической деградации. К ним прежде
всего можно отнести повышение уровня Каспия, способное привести к затоплению
огромной густонаселенной территории. Еще более сложная ситуация складывается
в районе Аральского моря. Как известно, оно высыхает, что приводит к засолению
почвы и появлению мертвой зоны, которая к тому же отравлена пестицидами. Продолжительность
жизни в регионах Казахстана, прилегающих к Аральскому морю, где живет около
10% населения республики, не превышает 60 лет [9].
Инфекционные и респираторные заболевания связаны в ряде государств
Центральной Азии также с низким качеством питьевой воды. Сложное экономическое
положение в странах региона, период трансформации, который они переживают, не
позволяют им выделять достаточно средств на модернизацию оборудования и на хлорирование
воды, что позволило бы обеспечить ее качественную очистку. В Таджикистане это
приводит к регулярным вспышкам тифа, особенно среди детей, при-выкших пить сырую
воду.
Большую опасность представляет хранение радиоактивных отходов.
Часть хра-нилищ на территории Киргизии размещена недалеко от границы с Узбекистаном.
Они не только представляют угрозу для населения республики, но могут в результате
паводка попасть и на соседнюю территорию.
Уменьшение рисков, связанных с деградацией окружающей среды,
нередко требует корректировки стратегий экономического развития, отказа от вредных
производств и привычных способов земледелия, базирующихся на широком применении
пестицидов. Правда, в последнее время количество пестицидов, вносимых в почву,
уменьшилось, но это произошло не в результате целенаправленных мер, а в связи
с падением уровня жизни в сельскохозяйственных районах и неспособностью населения
приобретать химические удобрения. В целом государства Центральной Азии не в
силах справиться с ухудшением окружающей среды, что обусловлено как экономической
слабостью, так и отсутствием соответствующей культурной традиции, а следовательно,
риски на этом направлении будут нарастать.
Выводы. В данной работе рассмотрены далеко не все вызовы и
угрозы безопасности, с которыми в настоящее время сталкивается Центральная Азия.
Можно прийти к выводу, что этот регион обладает большим потенциалом нестабильности.
Главное заключается в том, что среда для развития дестабилизирующих тенденций
существует в самих центральноазиатских республиках. Переходный характер их экономик,
кризис, вызванный вначале разрывом экономических связей в результате распада
СССР, а затем усугубленный в большинстве государств неадекватным менеджментом,
коррупцией, распродажей ресурсов по демпинговым ценам, не способствуют принятию
быстрых и эффективных мер по решению социально-эконо-ми--ческих проблем. Именно
это обстоятельство в сочетании с традиционным по своей структуре и механизму
функционирования обществом создает предпосылки для появления и усиления политического
экстремизма в 'мусульманской упаковке'.
Характерной чертой центральноазиатской действительности являются
конф-ликт-ные в своей основе проблемы, имеющие общерегиональное измерение, -
нехватка воды и обрабатываемой земли, вопросы границ и пр. Все они взрывоопасны
по своей природе и могут при неблагоприятных обстоятельствах стать 'яблоком
раз-дора'.
Разумеется, нельзя сбрасывать со счета и внешнее влияние, которое
далеко не всегда носит позитивный характер. В частности, заинтересованность
ряда мусульманских государств и фондов в переносе на территорию Центральной
Азии собственных, далеко не идеальных, моделей развития.
И, наконец, серьезная дестабилизация возможна в случае ухода
тех или иных политических лидеров, чья авторитарная власть ныне поддерживает
стабильность. В отсутствие отработанных механизмов смены руководства и при наличии
межклановых и межрегиональных противоречий, государства региона не застрахованы
от внутриполитических потрясений.
Все эти факторы не только способны бросить вызов безопасности
данного региона, но представляют собой серьезную опасность для
России, роль которой в Центральной Азии слишком ограниченна,
для того чтобы способствовать реальному снижению уровня имеющихся
рисков и угроз.
[1] Umiserik Kasenov, 'Post-Soviet
Modernization in Central Asia: Realities and Prospects' in Rumer
and Zhukov (eds.), Central Asia: the Challenges of Independence,
ME Sharpe, Armonk NY, 1998, pp. 33-34
[2] См.
К.И. Поляков, А.Ж. Хасянов. Палестинское движение сопротивления
в период интифады: проблемы и противоречия, Москва, 2000 г.,
с. 29.
[3] Народная
газета. 22.06.2000. (на русском яз.)
[4] Сегодня. 6.10.2000
[5] Jamestown Monitor. Fortnight
in Review (Washington, DC), vol. 6, issue 17 (8 Sept. 2000).
[6] Jamestown
Monitor.(Washington, D.C.), vol.6, issue 166 (8 Sept., 2000)
[7] Central
Asia: Crisis Conditions in Three States. ICG Asia Report N 7,
7 August 2000, р. 16
[8] Марта
Брилл Олкотт, Наталия Удалова-Зварт. Наркотрафик на великом
шелковом пути: безопасность в Центральной Азии. М.: Московский
Центр Карнеги. Рабочие материалы. N 2, 2000, с.12
[9] Подробнее см. И.Звягельская,
В.Наумкин. 'Нетрадиционные угрозы, проблемы и риски на бывшем
советском Юге' в кн.: Безопасность России. XXI век. Институт
Восток-Запад. М., 2000 г. с. 570-574
Е.М. Кожокин ПОЛИТИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А.В. Мальгин 10 ЛЕТ СНГ: ПОПЫТКА
ПОДВЕДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ
В.В. Дегоев ПОЛИТИЧЕСКИЕ
АРХЕТИПЫ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАКАВКАЗЬЕМ
Р.З. Мирзоев СОТРУДНИЧЕСТВО
КАК ФАКТОР МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ
А.Л. Мошес СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А.А. Игнатенко СССР-СНГ: НОВЫЙ
ВЫЗОВ -НАВЯЗАННАЯ ИЗВНЕ РЕЛИГИОЗНАЯ ВОЙНА
ОБ АВТОРАХ
Публикации
| 10 лет СНГ: некоторые итоги | К вопросу об угрозах безопасности в
центральной Азии
|
|