|
Публикации
| 10 лет СНГ: некоторые итоги | Политические архетипы в отношениях между россией и закавказьем
В.В. Дегоев профессор МГИМО МИД России, доктор
исторических наук
ПОЛИТИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАКАВКАЗЬЕМ
Современные отношения между Россией и Кавказом (северным и южным) несут в себе
цивилизационную инерцию не только советского, но и дореволюционного времени.
С момента установления первых связей в XVI веке в сложных и переменчивых настроениях
кавказских политических элит неизменно присутствует пророссийский вектор. То
усиливаясь, то ослабевая, он в конце концов превращается в устойчивую тенденцию,
позволявшую России широко применять невоенные способы проникновения на Кавказ.
Россия осваивала труднопостижимый кавказский мир методом проб
и ошибок. Этническая, религиозная, социально-политическая и культурная мозаика
оказалась нелегким предметом для изучения и ставила на первый план проблемы
взаимной адаптации.
По сравнению с головоломной ситуацией на Северном Кавказе,
Закавказье было несколько проще и понятнее для русского восприятия и удобнее
в качестве объекта приложения усилий российской дипломатии. Здесь существовали
более или менее организованные государственные и общественные системы с вполне
сложившимися официальными идеологиями в виде великих религий (христианства и
ислама). Наличие трех крупных этнических массивов (грузинского, армянского и
тюркского) придавало общеполитическому ландшафту региона определенную упорядоченность,
что во многом облегчало задачи России. Вместе с тем, раздробленность, междоусобицы,
конфессиональная рознь, усугубленные сначала ирано-турецким со-перничеством
в Закавказье, а затем вмешательством России, вносили изрядную долю хаоса в местные
дела.
Закавказские правители старались, с одной стороны, выйти из
такой ситуации, с другой - извлечь из нее максимальную выгоду, каждый в своих
интересах. Это превращало регион в некое подобие шахматной доски (прошу прощения
за банальный образ) с внешними игроками (Иран, Турция, Россия) и внутренними
(грузинские цари, тюркские ханы, армянские мелики и духовенство). Возникли и
правила игры, носившие достаточно классический характер. Слабые искали защиты
у сильных или вступали в союзы против них. Сильные использовали слабых в борьбе
между собой. При этом торг и лавирование были банальными приемами для тех и
других.
Неизменно остро для Закавказья стоял вопрос о том, кто из местных
правителей имеет наилучшие шансы занять господствующее положение в регионе.
В отсутствие бесспорного фаворита претенденты на лидерство вступали в экзотические
союзы, против которых образовывались не менее причудливые контр-союзы. Вчерашние
противники становились партнерами, а сегодняшние союзники завтра оказыва-лись
соперниками. В эту борьбу - и по приглашению и без такового - вмеши-ва-лись
враждовавшие между собой Иран и Турция, что безнадежно запутывало закавказские
дела. Фактор религиозной и этнической общности зачастую утрачивал принципиальное
значение. Враг моего врага по определению становился моим другом. Друг моего
врага - моим врагом. Но на это с виду хрестоматийное правило порой приходилось
столько исключений, что оно как бы и переставало быть прави-лом.
Мысль о характерном для истории Закавказья перманентном столкновении
различных интересов безупречно верна. И именно поэтому она мало что объясняет.
Суть дела ведь не в каталогизации закавказских противоречий - какой бы интересной
ни была эта задача сама по себе. И тем более не в выяснении - кто злодей, а
кто агнец. Тогда в чем же?
Осознавая всю рискованность любого категоричного ответа на
такой вопрос, осмелюсь все же осторожно предположить: в XVI-XVIII вв. историческое
проклятье народов Закавказья, если так можно выразиться, заключалось в их объективном
бессилии найти способ управления этими противоречиями, иными словами - упрос-тить
их до состояния, поддающегося управлению.
Вольно или невольно этого пытались достигнуть 'внешние' игроки-соперники
- Иран и Турция - путем разделения Закавказья на сферы влияния, уравновешивавшие
друг друга. Таким образом удавалось стабилизировать общую ситуацию внутри и
вокруг региона. Но лишь до некоторой степени и на некоторое время. По мере ослабления
мусульманских держав все в Закавказье возвращалось на неспокойные круги своя.
Противоборство разнородных и разновеликих сил в регионе напоминало
айсберг. Его надводная часть отразила многоцветный мир сложно переплетенных
страс--тей, амбиций, социальных чувств и т.д. Подводная же часть преломила картину
бо-лее сущностного свойства - конфликт между системным и хаотическим началом
в жизни обществ.
Закавказские 'гегемонисты' - грузинские или азербайджанские
- безусловно, хотели структурировать региональное политическое пространство
в виде некоего порядка. Однако каждый более или менее значительный местный правитель
оставлял только за собой и главную роль в устроении такого порядка, и монополию
на самый 'правильный' ответ на вопрос - как именно устроить его и устроиться
в нем. Стремление к системе насаждало хаос. Не из-за недостатка воли и таланта,
а из-за недостатка силы. Этот драматический парадокс получил яркое подтверждение
в деятельности такого выдающегося политика, как Ираклий II.
Поначалу появление России в Закавказье лишь усилило неразбериху
и смятение. Она была уже достаточно амбициозной и геополитически грамотной,
чтобы испыты-вать сознательный интерес к перешейку между Черным морем и Каспием.
Но еще весьма слабой и мало искушенной в восточной политике, чтобы решить ис-ход
'боль-шой закавказской игры' в свою пользу. Привести нагромождение региональных
проблем к внятному знаменателю ей мешали и субъективные обстоятельст-ва, связанные
с тем или иным пониманием внешнеполитических приоритетов государства.
Россию в Закавказье начали воспринимать всерьез лишь тогда,
когда она пред-ъя-вила убедительные доводы, не оставляющие сомнений в ее могуществе.
Эти доводы действовали безотказно и на благоволящих к ней правителей, и на фрондеров.
С ней все теснее связывали свои надежды различные внутриполитические силы региона
- от максималистов, претендовавших на доминирующую роль в Закавказье, до минималистов,
думавших об элементарном физическом выживании своего народа.
Идея о том, что покровительство северного соседа является средством
решения всех проблем, постепенно укоренялась в политическом и общественном сознании
местного населения. Единая христианская вера, в случае с Грузией и Арменией,
укрепляла этот стереотип. Он был нисколько не чужд и тюркам-мусульманам, отож-дествлявшим
Россию прежде всего с институтом единовластия, к которому они всег-да питали
глубокое почтение как к гаранту и символу порядка. Примириться с инозем-ным
происхождением новой верховной власти помогала этно- и веротерпимость российской
имперской администрации в Восточном Закавказье. Это не означало, что в социальных
настроениях мусульман и христиан не было, так сказать, антиколониального компонента.
Но в конечном итоге не он формировал образ России.
Активизируя политику в Закавказье во второй половине XVIII
в., Россия хорошо осознавала неизбежность последствий для ее отношений с Ираном
и Турцией. И была к ним готова. Менее ясные представления она имела о том, как
наиболее целесообразно использовать закавказскую внутриполитическую ситуацию,
чтобы обой--тись наименьшими материальными потерями. Ставка на одного клиента
(долгое вре-мя им была Картло-Кахетия) ограничивала возможности привлечения
на свою сторону других и провоцировала их на поиск иранского или османского
покровительства. Когда это стало очевидным, Россия перешла к более сбалансированной
стратегии, о чем свидетельствовали попытки образовать в Закавказье пророссийский
федеративный союз. Опираясь на него, предполагалось окончательно вытеснить из
региона Иран и Турцию.
Стоило России по тем или иным причинам сократить масштабы своего
военного и дипломатического присутствия в Закавказье, как там непроизвольно
возрождалась деструктивно-хаотическая модель международных отношений. Вновь
разворачивалась традиционная борьба между местными экспансионистами, которые
обращались за поддержкой к Тегерану и Константинополю, а тех хватало только
на то, чтобы еще туже затянуть клубок закавказских антагонизмов.
Логичный выход из положения виделся в установлении полного
господства России в Закавказье, что она и сделала в течение первой трети XIX
века. В пользу такой решительной политики можно найти достаточно 'моральных'
оправданий. И столько же обвинений предъявить против нее. Воздержимся от сизифовых
затрат на составление балансового листа, разграфленного на 'нравственное' и
'безнравст-венное', и подчеркнем, на наш взгляд, куда более важное. Выжидая
и лавируя, накапливая силы и воюя, совершая ошибки и исправляя их, Россия к
началу 30-х гг. XIX века смогла развязать или разрубить закавказские гордиевы
узлы, упростить ситуацию до уровня, позволявшего соединить расщепленное политическое
прост-ран-ство Южного Кавказа.
В конечном итоге это было выгодно всем. Закавказское население
приняло имперскую власть. Одни - с восторгом, другие - с облегчением, третьи
- со смире--нием. Иные - вообще с безразличием. Лояльность грузинских и азербайджанских
владетелей удостоилась адекватной компенсации. Еще щедрее был оплачен их 'добровольный'
отказ от прежних властных полномочий. А сопротивление неизмен-но наталкивалось
на жесткий ответ. В целом, в калейдоскопе местных социальных настроений возобладало
более или менее единое восприятие России. Ее признали в нескольких ипостасях:
как законного победителя в трудном состязании, пре-взошедшего своей мощью всех,
кто претендовал на Закавказье; как державу, способную принести порядок и благосостояние;
как третейского судью, стоящего над классами, народами, религиями. Когда случалось,
что Россия не выполняла обеща-ний, против нее бунтовали. Но это не мешало вырабатывать
историческую привычку жить в империи и под властью империи, которая все же смогла
создать на месте битв и раздоров условия для социально-политической и экономической
стабильности.
Как это ни странно прозвучит, своей победой в Закавказье Россия
невольно угодила Тегерану и Константинополю. Они избавились от непосильного
экспансионистского бремени и сосредоточились на проблеме выживания. Их поражения
в Закавказье произошли вовремя. Случись это во второй половине или в конце XIX
века, последствия, возможно, были бы гораздо тяжелее.
В треугольнике 'Россия - Иран - Турция' велась 'игра с нулевой
суммой', где неделимым призом было Закавказье.
* * *
Нынче другие времена и другие игры с заметно возросшим числом
участников и размерами ставок. Оттого и действовать надо иначе. Происходящее
на Кавказе и по поводу Кавказа сегодня неотъемлемо от глобальных процессов.
Их быстротечности, непредсказуемости и взрывоопасности можно противопоставить
только трез--во-мыслие. Когда 'чистый' выигрыш одной из сторон достигается за
счет 'чистого' поражения остальных, ничего хорошего от такого результата ждать
не приходит-ся. Это следует понимать и России, и закавказским государствам,
и их южным соседям, и Западу. Вместе с тем, перспективы безопасности Грузии,
Азербайджана и Армении напрямую зависят от того, насколько их лидеры готовы
признавать особое значение Закавказья для безопасности России.
При всей изменчивости современного мира в нем сохраняются некие
постоянные величины. Применительно к России и Закавказью это не только географический
фактор, обрекающий их на соседство, но и исторические архетипы взаимовосприятия
и исторический опыт взаимоотношений. Речь не о преданиях, которые нужно лелеять
сердцем и памятью. Речь о реальности, которую нужно осваивать разумом и волей.
Е.М. Кожокин ПОЛИТИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А.В. Мальгин 10 ЛЕТ СНГ: ПОПЫТКА
ПОДВЕДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ
И.Д. Звягельская К ВОПРОСУ
ОБ УГРОЗАХ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Р.З. Мирзоев СОТРУДНИЧЕСТВО
КАК ФАКТОР МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ
А.Л. Мошес СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А.А. Игнатенко СССР-СНГ: НОВЫЙ
ВЫЗОВ -НАВЯЗАННАЯ ИЗВНЕ РЕЛИГИОЗНАЯ ВОЙНА
ОБ АВТОРАХ
Публикации
| 10 лет СНГ: некоторые итоги | Политические архетипы в отношениях между россией и закавказьем
|
|