Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/010328.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:23:16 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Шаймиев. Что дальше? Прогноз казанской политики с новым старым президентом

ШАЙМИЕВ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
ПРОГНОЗ КАЗАНСКОЙ ПОЛИТИКИ С НОВЫМ СТАРЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ

Григорий ПОТАПОВ


Минтимер Шаймиев в очередной раз обновил собственную легитимность, показав при этом очень высокий результат - 80%. Что дальше, как кремль Казанский будет выстраивать отношения с Кремлем Московским?

'Век' уже писал (см. ? 11, 2001) о том, что руководство Татарстана осуществляет 'правый поворот' в экономической политике. Есть основания предполагать, что это - вынужденная мера. Республика уже опередила федеральный Центр в 'дебюрократизации экономики'. Теперь малое предприятие здесь можно зарегистрировать чуть ли не за час. Вводится жесткая регламентация проверок хозяйствующих субъектов. Вступил в силу закон о комплексной программе развития малого предпринимательства на 2001-2004 годы.

Ставя задачу прекратить бюджетное (прямое или косвенное) финансирование неэффективных предприятий и холдингов и сконцентрироваться на господдержке передовых производств, президент Татарстана дает основания и для менее идеологической интерпретации, нежели 'татарский нэп'. Возможно, здесь работает принцип 'по одежке протягивай ножки'. В настоящее время действует компромиссная (так называемая 'амортизационная') модель межбюджетных отношений Москвы и Казани. Центр санкционировал то, что республика оставляет себе 85% налогов, зачисляемых в федеральный бюджет. В дальнейшем квота будет уменьшаться. Это согласованная перспектива. Кроме того, федеральные налоги могут тратиться лишь на финансирование федеральных же экономических программ. Содержание же последних - прерогатива Центра.

Таким образом, экономика Татарстана - при всей ее относительной устойчивости - все же очень зависит от решений, принимаемых в Москве. Строго говоря, самой республике не под силу 'тянуть' целый ряд секторов собственной экономики. Наиболее яркий пример - авиастроение. В результате перехода крупнейших отечественных авиаперевозчиков на лизинг иностранных самолетов авиазаводы республики, имея значительные технологические заделы, не имеют средств, чтобы запустить в серию новые самолеты. Именно поэтому М.Шаймиев сейчас очень активно лоббирует в федеральном правительстве проекты ограничения зарубежного лизинга и принятия Концепции государственной поддержки авиастроения.

Возможно, Казань постарается в экономических новациях сделать акцент на либеральную идеологию - в расчете на то, что это создаст дополнительные возможности маневрирования как на общероссийской политической сцене (реверанс в сторону правых), так и на международной арене (обретение имиджа региона-реформатора). Впрочем, с трудом верится, что между Казанью и московскими правыми возможен альянс. Уже после выборов Шаймиев заявил: 'Ослабления государственного вмешательства можно ожидать лишь в экономике. В другой части - власть есть диктатура, которая была установлена во время выборов абсолютным большинством голосов путем добровольного волеизъявления граждан'. Впрочем, и среди правых ведь встречаются люди без предрассудков, например, Анатолий Чубайс. Если в ближайшей перспективе позиции Чубайса и Шаймиева на общероссийской политической сцене ослабнут, то их шаги навстречу друг другу вполне возможны. Что же касается поддержки на Западе, то здесь либеральный экономический курс Татарстана - вполне достаточный аргумент. Разумеется, если он будет сочетаться с последовательной защитой суверенных завоеваний минувших лет.

В целом же в ближайшее время Шаймиев, вероятно, будет делать шаги, направленные на закрепление существующего status quo. Акционерное общество 'Татарстан' (как назвал республику С.Кириенко), возглавляемое получившим новую легитимность президентом, заинтересовано в том, чтобы отныне любые компромиссы с федеральным Центром осуществлялись на двусторонней основе. Вся история взаимоотношений федеральных и казанских политиков в 90-е годы свидетельствует о том, что на особенно важных развилках последние активно завышают перечень своих условий.

 Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Шаймиев. Что дальше? Прогноз казанской политики с новым старым президентом

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх