ШАЙМИЕВ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
ПРОГНОЗ КАЗАНСКОЙ ПОЛИТИКИ С НОВЫМ СТАРЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ
Григорий ПОТАПОВ
Минтимер Шаймиев в очередной раз обновил собственную легитимность,
показав при этом очень высокий результат - 80%. Что дальше,
как кремль Казанский будет выстраивать отношения с Кремлем
Московским?
'Век' уже писал (см. ? 11, 2001) о том, что руководство Татарстана
осуществляет 'правый поворот' в экономической политике. Есть
основания предполагать, что это - вынужденная мера. Республика
уже опередила федеральный Центр в 'дебюрократизации экономики'.
Теперь малое предприятие здесь можно зарегистрировать чуть
ли не за час. Вводится жесткая регламентация проверок хозяйствующих
субъектов. Вступил в силу закон о комплексной программе развития
малого предпринимательства на 2001-2004 годы.
Ставя задачу прекратить бюджетное (прямое или косвенное)
финансирование неэффективных предприятий и холдингов и сконцентрироваться
на господдержке передовых производств, президент Татарстана
дает основания и для менее идеологической интерпретации, нежели
'татарский нэп'. Возможно, здесь работает принцип 'по одежке
протягивай ножки'. В настоящее время действует компромиссная
(так называемая 'амортизационная') модель межбюджетных отношений
Москвы и Казани. Центр санкционировал то, что республика оставляет
себе 85% налогов, зачисляемых в федеральный бюджет. В дальнейшем
квота будет уменьшаться. Это согласованная перспектива. Кроме
того, федеральные налоги могут тратиться лишь на финансирование
федеральных же экономических программ. Содержание же последних
- прерогатива Центра.
Таким образом, экономика Татарстана - при всей ее относительной
устойчивости - все же очень зависит от решений, принимаемых
в Москве. Строго говоря, самой республике не под силу 'тянуть'
целый ряд секторов собственной экономики. Наиболее яркий пример
- авиастроение. В результате перехода крупнейших отечественных
авиаперевозчиков на лизинг иностранных самолетов авиазаводы
республики, имея значительные технологические заделы, не имеют
средств, чтобы запустить в серию новые самолеты. Именно поэтому
М.Шаймиев сейчас очень активно лоббирует в федеральном правительстве
проекты ограничения зарубежного лизинга и принятия Концепции
государственной поддержки авиастроения.
Возможно, Казань постарается в экономических новациях сделать
акцент на либеральную идеологию - в расчете на то, что это
создаст дополнительные возможности маневрирования как на общероссийской
политической сцене (реверанс в сторону правых), так и на международной
арене (обретение имиджа региона-реформатора). Впрочем, с трудом
верится, что между Казанью и московскими правыми возможен
альянс. Уже после выборов Шаймиев заявил: 'Ослабления государственного
вмешательства можно ожидать лишь в экономике. В другой части
- власть есть диктатура, которая была установлена во время
выборов абсолютным большинством голосов путем добровольного
волеизъявления граждан'. Впрочем, и среди правых ведь встречаются
люди без предрассудков, например, Анатолий Чубайс. Если в
ближайшей перспективе позиции Чубайса и Шаймиева на общероссийской
политической сцене ослабнут, то их шаги навстречу друг другу
вполне возможны. Что же касается поддержки на Западе, то здесь
либеральный экономический курс Татарстана - вполне достаточный
аргумент. Разумеется, если он будет сочетаться с последовательной
защитой суверенных завоеваний минувших лет.
В целом же в ближайшее время Шаймиев, вероятно, будет делать
шаги, направленные на закрепление существующего status quo.
Акционерное общество 'Татарстан' (как назвал республику С.Кириенко),
возглавляемое получившим новую легитимность президентом, заинтересовано
в том, чтобы отныне любые компромиссы с федеральным Центром
осуществлялись на двусторонней основе. Вся история взаимоотношений
федеральных и казанских политиков в 90-е годы свидетельствует
о том, что на особенно важных развилках последние активно
завышают перечень своих условий.