ЧТО ПРОИСХОДИТ В МОСКВЕ
ЮРИЙ ЛУЖКОВ И 'РУССКАЯ РУЛЕТКА'
Александр БЕЛОВ
Правительство Москвы предложило городской думе упразднить
столичную мэрию как орган государственной власти и орган местного
самоуправления, перераспределить обязанности внутри правительства
и ввести назначаемость вице-мэра. Момент был выбран исключительно
удачно, так как на следующий день Владимир Путин предпринял
ряд важнейших кадровых решений и тем самым переключил все
внимание на себя. Но Юрию Лужкову все же не удалось утаить
свои действия от некоторых особо бдительных обозревателей.
Еще больше разожгло их фантазию принятое в пятницу Верховным
судом решение о несоответствии московского закона 'О районной
управе' федеральному законодательству. Суммируя все, что появилось
на эту тему в СМИ, получаем следующую картину.
Перед Лужковым в последнее время все отчетливей маячила перспектива
кнута. 'Ничего не забывающий Путин' якобы ждал момента, когда
мэр наконец 'подставится' по-крупному. Лужков-де решил опередить
события и ликвидировать специфические особенности устройства
городской власти. Попутно он напомнил Валерию Шанцеву: кто
не с нами, тот против нас. Казалось бы, мэр может быть доволен.
Но тут ему был нанесен сокрушительный удар - подоспело решение
суда, которое выводит из его подчинения районные управы. Москве
грозит чиновничий взрыв, так как главы управ обязательно попробуют
испытать свои новые права, будучи защищенными законом от административных
санкций города. Скоро в столице появится больше сотни 'микролужковых'
с бюджетами, полномочиями и амбициями. Сможет ли Юрий Лужков
работать в новых условиях - большой вопрос.
Но, видимо, не стоит читать на ночь московские газеты - кошмары
приснятся. В действительности 'стеклышки' те же, а мозаика
в калейдоскопе выкладывается другая. Например, необходимость
выстраивания новой системы взаимодействия правительства Москвы
с районными управами не может рассматриваться отдельно от
многократных и четких заявлений полпреда президента в ЦФО
Георгия Полтавченко о том, что приведение субъектного законодательства
в соответствие с федеральным - это процесс, направленный на
повышение эффективности власти, а не на ее дезорганизацию.
Ни один государственный деятель (в отличие от многих политиков)
не руководствуется принципом: 'Пусть рухнет мир, но восторжествует
закон'. Поэтому расчеты на то, что некие антилужковские силы
на декабрьских выборах в МГД смогут использовать дополнительный
ресурс в виде 125 глав управ, мягко говоря, беспочвенны. В
федеральном Центре сегодня, похоже, нет консолидированной
силы, ориентированной на конфронтацию с мэром и одновременно
способной путем тотального пресса 'убедить' руководителей
'независимых' теперь управ сыграть с ним в 'русскую рулетку'.
Впрочем, говоря о перспективе выборов в городской парламент,
не следует сбрасывать со счета и партийный фактор. Наличие
собственной фракции в МГД - это тот приз, за который стоит
бороться. Относительная однородность нынешней Думы есть следствие
стабильности городской исполнительной власти. Реальная многопартийность
могла бы возникнуть, если бы, например, Юрий Лужков заявил,
что он не пойдет на третий срок. Возникшее тогда смятение
умов повлекло бы за собой реальное многоцентрие в столичной
исполнительной власти и подвигло бы самого президента включиться
в процесс. Только в этом случае федеральные партии смогли
бы сыграть на обострившихся противоречиях. Но мэр такой грубой
ошибки наверняка не совершит. Что же касается оживленного
обсуждения возможных альянсов 'Единства', 'Яблока' и СПС,
то разговоры эти ведутся большей частью теми, кто заинтересован
хорошо заработать на попытках построить подобный блок.
Из всего, что связано с начавшейся реформой городской власти,
наиболее сложной для объективного анализа является ситуация
с Валерием Шанцевым. Здесь, как и в случае с главами управ,
имеет место противоречие между политическими вероятностями,
задаваемыми правом, и реальными отношениями и обстоятельствами.
Разница в том, что применительно к главам управ некие возможности
возникают, а применительно к вице-мэру - исчезают. Специфика
политической судьбы Валерия Шанцева обусловлена двумя 'внешними'
по отношению к нему факторами.
Во-первых, его нынешний статус в течение целого ряда лет
провоцировал многих противников Юрия Лужкова разыграть 'карту
Шанцева'. Устав Москвы допускает уход в отставку действующего
мэра без назначения внеочередных выборов. Поэтому - вне зависимости
от личной позиции Валерия Павлиновича - определенные силы
вынашивали планы 'мирной' передачи власти. В самом начале
2000 г. ряду аналитических центров даже было поручено 'прокачать'
плюсы и минусы различных вариантов такого сценария. При этом
делались прозрачные намеки на то, что сам вице-мэр в курсе.
Можно себе представить, что чувствовал Шанцев, когда узнавал,
что он 'в курсе'.
Во-вторых, не следует забывать, что Валерий Павлинович пришел
в уже сложившуюся команду, в которой каждый знал свой маневр
и стремился быть ближе к шефу. Юрий Лужков, как сейчас говорят,
принял политическое решение. Он возвысил 'человека со стороны'
и с каждым годом поручал ему все больше направлений работы.
Наверное, это раздражало ветеранов: Но здесь приходится ставить
многоточие, потому что личные отношения есть предмет для спекуляций,
а не для объективного анализа.
'Московская панорама' была бы неполной без характеристики
нынешних отношений городских и федеральных властей. Даже пристрастный
поиск не обнаружит серьезных раздражителей. Ситуация почти
нормальная. Почти - потому, что сохраняются виртуальные остатки
конфронтации, когда любой незначительный повод отдельные СМИ
немедленно объявляли признаком ухудшения отношений мэрии и
Кремля. Самый характерный пример - специфический монтаж видеопленки
с церемонией награждения Юрия Лужкова орденом Почета. Уже
давно по ТВЦ был показан полный вариант, был опубликован полный
текст выступлений президента и мэра, а нет-нет да и встретишь
в газетах ностальгическое воспоминание о пикировке, которой
не было.