ПОЛПРЕД ИЛИ 'ПОЛУПРЕД'?
ЛУЧШЕ ИСПРАВЛЯТЬ СТАРЫЕ ОШИБКИ, ЧЕМ МНОЖИТЬ НОВЫЕ
Александр ЧЕЧЕВИШНИКОВ, НИИ социальных систем МГУ
В последнее время распространились слухи о том, что семь федеральных
округов вскорости будут преобразованы в пятнадцать. Сама цифра
выглядит достаточно условной, зато факт ее появления вполне
объясним. Это прямое следствие проблем, сопровождающих процесс
'округостроительства'.
Дела здесь идут не лучшим образом. Недавняя эпопея с постановлением
правительства о разделе полномочий с полпредами - еще одно
тому свидетельство. Пресса активно обсуждала перипетии подготовки
этого документа и делала противоречивые выводы по поводу смысла
принятых решений. Одни говорили, что победил Касьянов, другие
- что 'теперь премьер у нас ничего не значит'.
Положение о полпредах, регламентировавшее их деятельность,
содержало в себе массу неясностей. Главная из них в том, что
обширный круг функций и задач представителей президента (разработка
окружных экономических программ, контроль за реализацией программ
федеральных, проверка использования федерального имущества
и средств федерального бюджета, согласование кандидатур федеральных
чиновников в округах и т.д.) не подкреплялся механизмом 'горизонтальной'
координации, который по логике вещей должен быть создан в
каждом округе для реализации этих самых функций.
Вместе с тем очевидно, что представители президента не прочь
взять под свой контроль в первую очередь те органы, которые
имеют отношение к имущественным спорам и процедурам банкротства
предприятий. Именно это звено сегодня является ключевым и
в запутанной цепи отношений собственности, и - шире - в наведении
элементарного порядка в стране. Представитель президента в
Уральском округе Петр Латышев прямо заявляет: 'Сколько бы
мы ни говорили сегодня об укреплении вертикали власти и государства,
в конечном итоге речь надо вести о повышении эффективности
экономики'.
Простой вопрос: кто и как управляет сегодня государственной
собственностью? Контролируют ли реально Министерство по имущественным
отношениям и Фонд федерального имущества государственную собственность,
и особенно в тех случаях, когда государство не имеет контрольного
пакета акций того или иного предприятия? Более того. Способно
ли федеральное правительство через своих представителей в
советах директоров десятков тысяч предприятий обеспечивать
соблюдение государственных интересов на них?
Многолетняя практика вынуждает констатировать, что не способно.
Участие представителей государства в управлении абсолютным
большинством предприятий номинально. Но такое положение не
может длиться до бесконечности. Именно поэтому передача существенной
части полномочий исполнительной власти из Центра в округа
- объективная необходимость. И этот процесс, как говорится,
пошел. Его нельзя искусственно ускорять. Но и ставить крест
на уже реализуемом проекте в самой начальной стадии тоже нельзя,
а трансформация семи округов в пятнадцать именно это и означает.
И в том, и в другом случае идея создания федеральных округов
будет безнадежно дискредитирована.
Судя по всему, в настоящее время принят достаточно рациональный
вариант распределения экономических полномочий федерального
правительства и полпредов, снижающий вероятность преждевременного
формирования в округах параллельных центров экономической
власти. Каждое дальнейшее расширение полномочий представителей
президента должно производиться лишь на основе повышения их
реальной способности принимать конкретные экономические решения
и нести ответственность за них перед президентом.
На каком-то этапе полпредам может отойти часть функций, с
которыми не могут справиться федеральные министерства и ведомства.
Возможно, что эти функции следует сосредоточить в окружных
коллегиях, которые еще предстоит создать. В их подчинение
в перспективе может быть передана бoльшая часть федеральных
служащих в регионах, сегодня зависимых и подконтрольных не
Центру, а местным властям.
В любом случае трудности построения эффективной исполнительной
вертикали не есть причина для того, чтобы отказываться от
реализации пусть и 'сырого', но уже запущенного в дело проекта.
Никто сегодня не даст гарантий того, что схема пятнадцати
округов окажется лучше уже реализуемой. А вот на авторитете
президента подобное шараханье скажется обязательно.