Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/000524.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:22:36 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Работа для 'семерых смелых'

Работа для 'семерых смелых'

Александр ЧЕЧЕВИШНИКОВ, НИИ социальных систем МГУ


Реализация административной реформы 13 мая в очень большой степени зависит от семи государственных мужей, которым поручено представлять верховную власть в регионах.

Речь идет о создании управленческого механизма, позволяющего оптимизировать исполнение функций, находящихся в исключительном ведении Центра федеративного государства.

В нынешней системе управления значительное число функций, отнесенных по Конституции к исключительному ведению Федерации, Центр выполнял лишь номинально. Стихийным образом их 'приватизировали' региональные элитные группы, в первую очередь губернаторы и президенты республик.

Ставшее притчей во языцех разбухание федерального аппарата происходило не только в Центре, но и на местах. Число федеральных госслужащих в территориальных подразделениях центральных ведомств чуть ли не на порядок превышает количество госслужащих субъектов Федерации. Отсюда два негативных следствия - низкое качество федеральных госслужащих и низкая управляемость (за счет огромного числа объектов управления - и кадров, и самих субъектов Федерации). Кроме того, на региональном уровне отсутствовали федеральные 'горизонтальные' управленческие структуры, которые могли бы координировать деятельность территориальных представительств различных федеральных ведомств. Перед представителями президента стоит тяжелейшая задача выстроить многоуровневую и четкую систему отношений между Центром и регионами.

Другая 'закулисная' проблема полпредов - характер их повседневного взаимодействия с руководителем администрации и начальником Главного контрольного управления президента. Согласно утвержденному В. Путиным положению, первый из них осуществляет оперативное руководство представителями президента, а второй - делит с полпредом административные функции в отношении соответствующей окружной инспекции ГКУ. Именно от ключевых фигур президентской администрации во многом и зависит, насколько весомы будут реальные полномочия, которые президент делегирует своим представителям.

Если проанализировать перечисленные в положении о полпредах их функции и права, приходится согласиться с выводом одного из высокопоставленных кремлевских чиновников: 'Создание федеральных округов - это пока только форма, которую еще предстоит наполнить содержанием'. Представитель президента получает не так уж много прав. Он координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в своем округе (таким образом, остается открытым вопрос об организационных основах подобной координации). Он анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, кадровую ситуацию в них, вносит президенту соответствующие предложения (таким образом, не предполагается какого-либо прямого воздействия полпреда на местных силовиков). Он организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с госорганами субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями (опять же не ясно, как именно это будет происходить). Он согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется президентом РФ, правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти (а вот это уже очень серьезная заявка). И далее - он организует контроль за исполнением федеральных законов и иных правовых актов, реализацией федеральных программ в федеральном округе, вносит президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам. Таким образом, представитель практически ничего не имеет в своем оперативном управлении.

Но, пожалуй, наиболее 'сильное' право, которое дается полпреду, - 'организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений президента РФ, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе'. Это может перевесить все остальные права и функции и стать инструментом реального контроля за администрациями субъектов Федерации. Но механизмы такого контроля пока не прописаны.

Весьма примечательно, что Петр Латышев, представитель президента в Уральском федеральном округе, среди задач, поставленных перед ним главой государства, первыми назвал экономику и административное управление.

 Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Работа для 'семерых смелых'

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх