ПЕРЕГОВОРЫ ПЕРЕГОВОРАМ РОЗНЬ
С КЕМ И О ЧЕМ СТОИТ ГОВОРИТЬ В ЧЕЧНЕ
Александр БЕЛОВ
'Сегодня мы можем с поднятой головой сказать: русские не победили.
Наш долг - бить их. Основная задача - ослабить их и остановить.
Потом начать с ними новую войну. Днем и ночью, каждую секунду
бить их: Как только уйдут русские, мы в первую очередь уничтожим
предателей, выведем их на поле под Атаги и уничтожим тех,
кто продался России. Меня и моих героев разве сможет остановить
Кадыров, Дениев и Россия и Путин?' Эта длинная цитата принадлежит
Аслану Масхадову. Именно так сегодня говорит человек, с которым
руководители некоторых субъектов Федерации предлагают вести
политические переговоры. Но, к сожалению, не до конца ясно,
понимают ли российские политики, в чем, собственно, заключается
смысл политического урегулирования ситуации в Чечне.
Например, Сергей Ястржембский сетует на то, что 'в Чечне
сейчас сложно найти серьезных политиков, с которыми можно
было бы вести политический диалог'. При этом он подчеркивает,
что 'переговоры могут идти лишь с реальными политическими
фигурами, которые реально контролируют ситуацию в Чечне'.
Получается, что тот, кто реально контролирует ситуацию, и
есть 'политическая фигура', с которой можно вести переговоры?
Председатель Народного собрания Дагестана Муху Алиев говорит,
что 'необходимо перейти к политическим переговорам после окончательного
разгрома бандформирований', и в таком случае Масхадов мог
бы представлять 'капитулировавшую сторону'...
Не всякие переговоры являются политическими. Когда в XIX
веке представители российской власти вступали в контакт с
уже разбитым русскими войсками Шамилем, ни о каких политических
переговорах речи не было. Никто не рассматривал лидеров тогдашних
кавказских военизированных формирований в качестве 'субъектов
будущей политической системы' кавказских регионов России.
При переговорах с представителями фашистской Германии в 1945
году никому не приходило в голову, что в послевоенной Германии
найдется место лидерам нацизма. Наоборот, в качестве главного
условия предполагалось, что будет создано новое немецкое государство
- новый политический субъект, никак не связанный с третьим
рейхом.
Этот многозначительный пример свидетельствует о том, что
можно быть субъектом переговоров о капитуляции, но не быть
субъектом политических переговоров. Переговоры о капитуляции
применительно к Чечне есть переговоры исключительно с субъектами
уголовного права. Причем в данном случае под капитуляцией
следует, видимо, понимать исключительно процедуру безусловной
и безоговорочной сдачи оружия вооруженными формированиями
международных террористов. 'Если враг не сдается, его уничтожают'
- вот условие переговоров с людьми, чьи руки обагрены кровью
десятков тысяч российских граждан.
Казалось бы, все это - политическая азбука. Но к ее пониманию
российская элита приходит после мучительных раздумий и ошибок.
Главным уроком Хасавюрта является не то, что надо более качественно
готовить документы и жестче вести переговоры. Главный урок,
как нам кажется, в том, что никакие российские официальные
лица не могут вести политических переговоров с Масхадовым
и Ко, дабы не встроить бандитов и террористов в будущую политическую
систему Чечни, следовательно, и в будущее России.
Некоторые из тех, кого убедили изложенные выше аргументы,
воскликнут: 'Шайтан с ним, с Масхадовым! А делать-то что?
Ведь мы имеем в Чечне то, что имеем'. Однозначного ответа
на этот вопрос нет. Пока применительна и справедлива формула,
предлагаемая Геннадием Трошевым: 'Сегодня надо вести переговоры
с теми, кто стремится закончить войну'. В числе таких людей
командующий объединенной группировкой называет муфтия Чечни
Ахмеда Кадырова и глав районных администраций республики,
ибо 'они на деле создают мир на этой земле'.
Ахмед Кадыров, выступая в Вене в ОБСЕ, заявляет вполне определенно:
'Или мы - или ваххабиты. Крови будет много... Ваххабиты -
враги мусульман, враги ислама. Это самое опасное религиозное
течение в мире. Их надо изолировать от общества'.
Именно очищение Чечни от ваххабитов выдвинет действительно
авторитетные фигуры, которые затем в сотрудничестве с временной
администрацией будут восстанавливать республику в Чечне.
Только в процессе очищения Чечни от ваххабизма может выдвинуться
лидер, авторитет которого признавался бы большинством населения
республики. Возможно, что в новой политической системе Чеченской
Республики вообще не будет места президенту. Возможно, что
более эффективным будет некий коллективный орган, созданный
по аналогии с Госсоветом Дагестана. Впрочем, на нынешнем этапе
всерьез рассматривать данный вопрос еще слишком рано.
Важнейшей задачей федеральных властей на обозримую перспективу,
по-видимому, является недопущение проникновения в воссоздаваемые
органы управления в Чечне нелояльных по отношению к России
лиц.