В КРЕМЛЕВСКОМ ЗАКУЛИСЬЕ
КТО СТАНЕТ "ЖЕРТВОЙ ИСТОРИИ"
Александр ЧЕЧЕВИШНИКОВ
Любой политический кризис ускоряет время. В течение одного
дня или даже часа происходит столько важных событий, на которые
в спокойные периоды требуются недели и месяцы. Шквал информации
ставит в тупик самых изощренных наблюдателей. Что говорить
о тех, кто стоит за кулисами действа. Учитывая это, очертим
мотивы действий лишь двух отсеков закулисья - "кремлевского
радикального" и "кремлевского умеренного".
При этом совсем не обязательно, чтобы "непубличные политики",
активно участвовавшие в создании очередного парламентско-правительственного
кризиса, формально были прописаны за Стеной.
Как в самом Кремле, так и вне его существует уверенность,
что "штатное" течение политического процесса равносильно
медленному, но неуклонному ослаблению позиций президента.
Поэтому обеспечение жизненных интересов людей, однозначно
не приемлемых для любого будущего руководства России (кроме,
разумеется, того, которое они пытаются сконструировать), связано
с нанесением ударов по центрам концентрации власти и влияния.
Речь в первую очередь идет об отставленном уже правительстве
Примакова, о мэре Москвы, о Государственной думе и о Совете
Федерации. Именно в такой последовательности следует ожидать
дестабилизирующие действия.
Бесконечные кадровые рокировки в ФСБ, МВД и Генпрокуратуре
свидетельствуют о том, что на случай "нештатного"
развития событий Кремль ищет надежную конфигурацию "силовиков".
Ищет, но пока не может удовлетвориться достигнутым.
В правящей элите сегодня существенно иные настроения, нежели
шесть лет назад. Проиграет тот, кто первым предпримет антиконституционные
действия. Таково главное ощущение. Следовательно, тот, кто
заинтересован в обострении, нуждается в провокациях и должен
их готовить.
Отставка Примакова была, помимо всего прочего, еще и провокацией.
В случае вынесения Думой обвинения президенту и троекратного
отклонения кандидатуры нового премьера ситуация юридически
замутнялась настолько, что шансы удачной "рыбалки"
резко повышались. Тогда "за Ельцина" была бы конкретная
статья Конституции. Опираясь на нее, а также на какие угодно
сведения о противозаконной деятельности КПРФ, можно было бы
распустить Думу и внести существенные изменения в избирательный
закон. Согласно господствующим представлениям, Совет Федерации
не должен был бы воспротивиться ликвидации пропорциональной
системы, так как она мешает насытить Думу (в том числе из
регионов) депутатами. В свою очередь, новая Дума для подтверждения
собственной легитимности была бы вынуждена задним числом признать
законность этой новации.
Тем самым, не уставая говорить о законе и не доводя ситуацию
до прямых столкновений с противником, Ельцин и его радикальные
сторонники совершили бы бескровный государственный переворот.
Между тем провал импичмента, улучшив стратегические перспективы
самого президента, существенно ухудшил их для той части его
окружения, которая играет на обострение. Утверждение Степашина
премьером делает роспуск Думы технически невозможным до осени.
Но и тогда будет очень непросто вырвать у депутатов "нет"
в ответ на вопрос правительства о доверии. Как бы не пришлось
снова отправлять кабинет в отставку. Не избирать же, в самом
деле, следующую Думу по тому закону, который есть?!
Стало быть, вполне возможно ожидать от "радикального
закулисья" новых провокаций, прерывающих относительно
плавное течение событий. Впрочем здесь уместно привести мнение
одного из аналитиков, высказанное после назначения Волошина
руководителем Администрации президента: "Волошин ничем
особым не отличился - хороший исполнитель, но организатор
новых побед и генератор новых идей из него, мягко говоря,
слабый".
Представляется, что люди, способные предлагать новые идеи
и обеспечивать их проведение в жизнь, пока еще имеются в президентской
команде. Это в первую очередь - Чубайс и Путин. Но их скорее
следует отнести к "умеренному закулисью", где понимают,
что даже при самом благоприятном развитии событий существенные
перемены и, следовательно, потери для кремлевских кланов неизбежны.
Кроме того, общеизвестно личное отношение упомянутых "серых
кардиналов" к Березовскому, который, по-видимому, и рассматривается
ими как одна из жертвенных фигур.
"Умеренные" (в отличие от "радикалов")
понимают, что действуют не в безвоздушном пространстве. Их
очень смущает вопрос, каков завтра будет градус социальной
стихии. Уволенный Примаков владел способностью "гипнотизировать"
ситуацию. Остался только один "гипнотизер" - Геращенко.
Неизвестно, хватит ли его дарований, чтобы в наступающей ситуации
не зазвучали истерические ноты.
Представители "умеренного закулисья", разумеется,
предпринимают и будут предпринимать действия в поддержку "радикалов".
Но не потому, что считают это жизненно необходимым. Просто
"радикалы" слишком близки к президенту, их резкое
ослабление ухудшит условия выведения политического процесса
в новое качество. Именно данная проблема и занимает умы "умеренных".
Ее решение, по-видимому, связывают с объединением России и
Белоруссии в конфедеративное государство. По признанию Лукашенко,
уже существует договоренность, что почетным председателем
нового государственного объединения станет Ельцин. Для легитимизации
решения об образовании Союза России и Белоруссии скорее всего
будет назначен референдум, совмещенный по срокам с выборами
в Думу - плановыми или досрочными. Нельзя исключить и того,
что в бюллетенях для голосования будет содержаться формулировка,
подразумевающая возможность переноса срока и изменение порядка
выборов президента России.
Многие факты свидетельствуют о том, что натиск "радикального
закулисья" на время захлебнулся. Многие обстоятельства
говорят, что только на время. Ни один ключевой для "радикалов"
вопрос на данный момент не решен. Дни идут, сужается поле
для маневра. Жертвой Истории не хочет быть никто.