Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/990513.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:26:23 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Хроника возможных событий День защиты детей может стать днем падения президента

ХРОНИКА ВОЗМОЖНЫХ СОБЫТИЙ
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МОЖЕТ СТАТЬ ДНЕМ ПАДЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА


Александр ЧЕЧЕВИШНИКОВ


Спусковой крючок кризиса нажат, и сегодня никто не скажет, кого еще он сметет с политической арены страны.

Впрочем, былые страхи уступают место новым. К отставке Примакова вполне может присоединиться начало процедуры отрешения Бориса Ельцина от должности (импичмента). Вслед за голосованием в Думе 15 мая состоится третье по счету заседание Совета Федерации по утверждению отставки генпрокурора Скуратова, и пока только Бог может ручаться за поведение сенаторов. Три недели после отставки Примакова - с 12 мая по 2 июня - дня, когда думцы будут третий раз голосовать по кандидатуре нового премьер-министра, наверняка, станут самыми горячими в истории России после августа 1991 года и вполне могут "переплюнуть" события осени 1993-го.

Итак, 15 мая, если думцы проголосуют за выдвижение обвинений президенту и за начало процедуры отрешения его от должности, страна может пойти по пути, ведущему в конституционный тупик. Хроника развития событий после этого может выглядеть так.

Отрешить президента от должности имеет право Совет Федерации, но только после того, как свои положительные заключения представят Верховный суд и Конституционный суд РФ. Разумеется, Ельцин заинтересован в том, чтобы импичмент захлебнулся в одной из двух судебных инстанций. Однако уже сейчас у Кремля есть опасения, что суды не возьмут на себя роль конечной инстанции и, дав положительные заключения, переадресуют окончательное решение Совету Федерации.

Если президент в целом не настроен на неконституционные действия, он должен быть заинтересован, чтобы отрицательное решение Совета Федерации состоялось до 2 июня, после чего он на законных основаниях сможет распустить Думу. Если же третье отклонение кандидатуры премьера состоялось, а благоприятное для президента голосование в СФ - еще нет, возникает конституционная коллизия: по статье 111 Думу следует распустить, но по статье 109 этого делать нельзя. Ведущие юристы полагают, что эту коллизию может разрешить только Конституционный суд. Но такая ситуация - еще и соблазн для Ельцина. Он может поставить сенаторов перед выбором: или отвергаете импичмент и проглатываете не вполне законный роспуск Думы, или вступаете в конфронтацию с главой государства в момент, когда нижняя палата распущена. Если Совет Федерации выберет второе, все решит позиция силовых структур.

Впрочем, теоретически Ельцин может дождаться голосования в Совете Федерации и уже тогда спокойно распускать Думу. Но для этого нужна абсолютная уверенность в том, что сенаторы проголосуют, как надо. Сегодня такой уверенности нет.

По регламенту Думы постановление об импичменте вместе со стенограммой заседания и заключением думской комиссии в пятидневный срок направляются в Совет Федерации, а также в Конституционный суд и Верховный суд РФ "для дачи заключений". Таким образом, не позднее 20 мая запросы Думы могут попасть в оба суда.

Регламент Совета Федерации предусматривает направление запроса в Конституционный суд. Процедура здесь более сложная: как только в верхнюю палату поступают документы из Думы, созывается экстренное заседание СФ, которое и принимает решение о направлении запроса в КС. В результате из верхней палаты запрос в Конституционный суд поступает не позднее 23 мая (то есть, согласно закону, через 72 часа).

Из регламента Совета Федерации не ясно, каким образом в распоряжении сенаторов должно оказаться заключение Верховного суда. Никаких запросов в эту инстанцию сенат, согласно регламенту, не посылает.

Мы не располагаем никакими актами, которые бы регулировали процесс принятия заключения Верховным судом. Формально это самая "темная" часть всей процедуры. Во всяком случае регламент Совета Федерации предполагает, что к историческому заседанию верхней палаты положительное заключение ВС уже будет на Большой Дмитровке.

Закон о Конституционном суде предполагает, что к запросу в его адрес должны быть приложены не только постановление Думы, стенограмма ее заседания и заключение думской комиссии по импичменту, но и (!) заключение Верховного суда. Согласно закону заключение Конституционного суда должно быть дано не позднее десяти дней после регистрации запроса. При этом закон не регламентирует, откуда должен поступить запрос, то есть суду, как бы безразлично, рассматривается запрос верхней палаты или нижней.

Если Верховный суд не будет тянуть с рассмотрением запроса Думы, то его заключение может поступить в Конституционный суд, например, 22 мая. Если и КС не будет тянуть резину, используя весь срок, предоставленный законом, он может дать свое заключение, например, 26 мая.

Через 72 часа после того, как фельдъегерь доставит этот документ с Ильинки на Большую Дмитровку, состоится заседание Совета Федерации, в повестке дня которого первым номером будет стоять вопрос об отрешении президента от должности. Сегодня трудно представить столь "стахановские" темпы проведения импичмента, но при них 29 мая в этой истории может быть поставлена точка.

К тому моменту Ельцин еще не получит права распустить думу, так как она еще только будет готовиться к обсуждению третьей кандидатуры на пост премьера 2 июня.

Если отрешение президента от должности состоится до того, как Дума трижды отклонила кандидатуру премьера и президент еще не назначил председателя правительства, или же до того, как Дума согласится с третьей кандидатурой премьера, возникнет другая крайне неприятная конституционная коллизия: президент отрешен, а законно исполнять его обязанности некому - ведь легитимного премьера к тому времени еще не будет. Таким образом Дума может оказаться в парадоксальной ситуации: президент отставлен, но во имя обеспечения конституционной преемственности власти приходится утвердить кандидатуру на пост премьера, предложенную президентом-"преступником".

 Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Хроника возможных событий День защиты детей может стать днем падения президента

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх