|
Публикации
| Реконструкция' государства: современные
задачи и организация эффективной исполнительной власти серия:
научные доклады ? 4. май 2001 г. | Эволюция политической системы: от модели "тотального
диалога" к "огосударствлению элиты"
Д.В. Бадовский
ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ОТ МОДЕЛИ "ТОТАЛЬНОГО
ДИАЛОГА" К "ОГОСУДАРСТВЛЕНИЮ ЭЛИТЫ"
Из аналитических посылок, предложенных И.Е.Дискиным, можно сделать существенно
иные выводы. Соответственно, иными будут и подходы к проблеме реформирования
системы власти.
Первый момент. Та система, которая достаточно точно обозначена
как система тотального диалога, это пример избыточного взаимодействия. В ее
рамках (и здесь я апеллирую к И.С.Мелюхину) даже создаются институты, которые
действуют как 'палочка-понукалочка'.
Однако очевидно, что тотальный диалог и взаимодействие всех
со всеми, обмен позициями, их согласование, долгое и тщательное, - по определению
являются избыточными. Такая система может функционировать только в условиях
излишка ресурсов. Как только они исчезают, система должна становиться минимальной
и минимальным количеством управляющих элементов решать максимальное количество
задач. А 'излишние' структуры и дополнительные 'институты' тогда превращаются
в альтернативные друг другу центры, которые начинают делить дефицитные ресурсы,
и система разрывается.
В целом система 'тотального диалога' действительно хорошо функционирует
в той ситуации, которая сложилась у нас сейчас. Но в ситуации условного 98-го
года она перестает работать, так как абсолютно себя не оправдывает.
Отсюда второй момент. Коллега сказал, что эта система ведет
к рационализации требований, к рациональной позиции. Это действительно так.
И в каком-то смысле это неплохо. Но при этом возникает вопрос: а все ли интересы
равнозначны? И еще уточню: означает ли это, что интересы, условно говоря, государства
и интересы, условно говоря, определенного клана или группы рассматриваются в
данном случае как равнозначные? Исходя из заявленного - да. Но ведь очевидно,
что эти интересы несопоставимы. Так что система рационализации интересов хороша,
когда интересы равнозначны, а если мы исходим из того, что государственный интерес
должен превалировать над частным, то тогда эта система, в общем-то, нам не нужна.
Не нужна с точки зрения задач государства.
И третий момент. Необходим ресурс поддержки общества. Причем
здесь важны нюансы. Если налицо ситуация контролируемой демократии и сопутствующих
ей условных избирательных процедур, то это не поддержка общества, а формальная
электоральная поддержка, да и то не проверяемая с точки зрения того, имеется
ли она в действительности. Или же это 'измеряемая' поддержка власти, удовлетворяющей
реальный социальный запрос, сформулированный обществом в категориях повседневности.
Ведь любые интересы, в конечном счете, оформлены на микроуровне, в повседневности.
Если власть соответствует им - она отвечает на социальный запрос.
Именно здесь возникает ключевой вопрос - об идеологии, об идеальных
типах и эталонах. Или мы исходим в реформировании государственной системы из
того, что сохраняется нынешняя система, когда имеется ограниченный набор групп,
организующих между собой диалог и по мере необходимости изображающих репрезентацию
интересов общества. Или мы говорим о том, что все-таки необходимо провести реформу
системы государственного управления, чтобы государство смогло, наконец, реально
реагировать на низовые сигналы. Не на сигналы, которые испускают элитные группы,
кланы, олигархи - участники диалога обмена, а на сигналы, которые идут от рядовых
граждан, причем не в процессе выборов, а в категориях ежедневных интересов.
Это - принципиальный идеологический момент, и можно сказать, что государство
этим всерьез не занимается. Вопрос заключается в том, стремится ли государство
вообще озаботиться интересами своих граждан или нет.
Если же отойти от этих идеологических постановок и обратиться
непосредственно к механике и содержанию политического процесса, который сегодня
имеет место, то можно добавить следующее.
Основное соображение заключается в том, что система 'тотального
диалога', о которой говорил коллега И.Е.Дискин, в настоящее время начинает разрушаться
как объективной логикой и задачами социально-экономического развития, так и
совокупностью обстоятельств, связанных со спецификой политического стиля Президента
В.Путина, логикой формируемого им политического режима.
Итоги первого года президентства В.Путина позволяют говорить
о завершении первичной консолидации нового политического режима при благоприятной
социально-экономической и внешнеполитической конъюнктуре, а также сокращающейся
системе обязательств по отношению к прежнему режиму.
Сегодня Президент сохраняет стратегическую политическую инициативу
и остается доминирующим субъектом политики, определяя ее 'повестку дня' и направления
развития. Разрушены инфраструктурные возможности консолидации оппозиции по двум
наиболее опасным в краткосрочной перспективе вариантам. Реформа Совета Федерации
и реструктуризация информационного пространства позволили избежать формирования
региональной и медиа-оппозиции режиму. Президенту в значительной степени удалось
противодействовать тенденциям консолидации олигархической элиты и добиться определенных
успехов в федеративной реформе.
В.Путину удалось также освободиться от статуса и восприятия
в общественном мнении и внутриэлитном сознании как преемника Б.Ельцина. Одновременно
сохранены институциональные и процессуальные основы политической системы, сформированной
в результате принятия Конституции РФ 1993 года. Это позволяет Президенту в полной
мере использовать властный ресурс своего поста, а также такие специфические
характеристики существующей системы, как, например, доминирование исполнительной
власти над представительными органами, разделение полномочий исполнительной
власти между главой государства и Правительством - с переносом на последнее
всей ответственности за социально-экономическую политику, - а также широкие
возможности для политического маневрирования и применения неформальных механизмов
принятия решений.
Для политического режима характерен прагматизм государственной
политики, который предполагает достаточно четкое понимание национальных интересов.
Понятия 'сильного государства' и 'порядка' рассматриваются как основные инструменты
и ресурсы решения практически всех проблем - и социальных, и экономических,
и политических. Основным критерием оценки действий государства становится эффективность
решения тех или иных проблем.
При этом правовые механизмы используются в качестве политических
ресурсов и характеризуются избирательным применением. Режим в целом продолжает
функционировать в конституционных рамках, что не исключает принудительного удаления
из политического процесса отдельных организаций, групп влияния, а также установления
эффективного контроля над СМИ.
Показателем устойчивости позиций В.Путина сегодня во многом
служит также тот факт, что ему удалось справиться с рядом кризисов 'общественного
доверия'. Именно они в наибольшей степени угрожали устойчивости позиций Президента,
в той степени, в какой современный политический режим зависит от рейтинга Президента
и может быть охарактеризован как плебисцитарная демократия и социометрический
режим. Для такой политической конструкции характерна прямая опора лидера на
общественное мнение и постоянное стимулирование общественной поддержки как основного
ресурса реализации решений и ограничения зависимости Президента от иных политических
субъектов.
Развитие такой политической системы как раз и позволяет ограничивать
процедуры согласования интересов, 'тотальный диалог' между различными группами
влияния, повышать скорость и эффективность принятия тех или иных решений, выполнять
пропагандистские, организаторские, контрольные и, в случае необходимости, репрессивные
функции по отношению к обществу и элитным группам.
При этом государство стремится не к уничтожению 'групп влияния'
как участников диалога с властью, но к выстраиванию иной системы отношений с
ними, которая может быть названа системой 'огосударствления интересов'. Подобный
подход предполагает исполнение основными элитными группами интересов таких требований,
как согласие на самоограничение в определенных сферах (вплоть до самоограничения
в личном поведении и стиле жизни), взятие на себя обязательств в ряде областей
(внутренние инвестиции, дисциплина в уплате корпоративных и личных налогов и
т.д.). Группы интересов также обязаны принимать на себя обязательства по деятельности
в качестве агентов государства по поддержанию общественной стабильности и социальных
гарантий. При этом также должно признаваться право государства проводить жесткие
действия в отношении тех или иных групп влияния, в случае их отказа следовать
государственным интересам. Именно на основе этих принципов формируется новая
норма элитной конвенции.
В такой системе группы влияния сохраняют возможности для своего
существования, но функционируют в первую очередь как агенты государственной
политики. Они осуществляют свою деятельность под жестким контролем государства,
которое имеет санкцию общественного мнения и политической легитимности на жесткую
политику в отношении этих групп, и такие меры могут быть приведены в действие
в любой момент посредством неформализованных процедур. Выстраивание государством
подобной системы отношений имеет особый смысл перед лицом угрозы социально-экономического
кризиса и ограничения количества ресурсов, поскольку в условиях дефицита ресурсов
группы влияния склонны превращаться в агентов давления на государство.
Такая политика государства становится еще более понятной перед
лицом долгосрочных вызовов, возникающих перед Россией и носящих преимущественно
модернизационный характер (угрозы техногенных катастроф; проблемы внешнего долга;
задачи структурной и технологической перестройки экономики и социальной сферы,
создания новых технологий социальной политики; проблемы депопуляции и диспропорций
в этнодемографической динамике развития России; многовекторное цивилизационное
и геополитическое давление на Россию; и т.д.).
Однако решение указанных стратегических модернизационных задач
сегодня как раз и осложняется ограниченностью мобилизационных возможностей государства,
неадекватным ресурсным перераспределением в процессе 'тотального диалога'. Конструкция
нынешней политической системы не позволяет решить задачи мобилизации и накопления
ресурсов в национальных интересах, поскольку построена на тотальном компромиссе
различных групп влияния между собой и потребляет значительную, если не преобладающую,
часть этих национальных ресурсов на согласование интересов элит.
Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что сегодня
речь идет о попытке государства модернизировать существующую систему политического
и социального развития, перейдя (возможно, на время) от модели 'тотального диалога'
к политике 'огосударствления интересов' основных элитных групп при сохранении
основ плебисцитарной демократии в отношениях с населением. Иначе говоря, новая
элитная конвенция требует от ее участников признания первенства такой категории,
как 'национальные интересы', в их диалоге с государством и, соответственно,
принятия на себя ряда функций в модернизационной социально-экономической политике.
Власть сегодня стремится 'разорвать' ситуацию 'равновесности'
интересов государства и частных групп, хотя и не ставит своей целью уничтожение
диалога с ними. Этот диалог, однако, должен перестать быть тотальным и модернизируется
таким образом, чтобы во всех 'ситуациях диалога' государство имело доминирующие
позиции и, тем более, не выступало, в отличие от прежней системы, зачастую не
как самостоятельный субъект, но как инструмент в системе отношений отдельных
групп влияния. Другой вопрос, что в настоящее время Президент испытывает недостаток
ресурсов для перехода к стационарному функционированию политического режима
по описанной выше схеме. Подобная ситуация становится возможной только в отдельных
случаях, при условии мобилизации общественного мнения и всех ресурсов команды
Президента. При этом подобные периоды мобилизованного доминирования сменяются
периодами относительно ослабления позиций Президента и позиционного торга с
иными группами влияния.
А.И. Соловьев РЕФОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ЭЛИТАРНО-БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ
И.С. Мелюхин ИНСТИТУТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЛОГИКА ТРАНСФОРМАЦИИ
В.И. Филатов ТРЕБОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ К СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
Р.С. Хакимов О ТАК НАЗЫВАЕМОЙ
"ДОГОВОРНОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОЗИЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
И.Е. Дискин О НОВОЙ ПАРАДИГМЕ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЛОГИКЕ ЕЕ ОПИСАНИЯ
ОБ АВТОРАХ
Публикации
| Реконструкция' государства: современные
задачи и организация эффективной исполнительной власти серия:
научные доклады ? 4. май 2001 г. | Эволюция политической системы: от модели "тотального
диалога" к "огосударствлению элиты"
|
|