Хорхордина Т.И., Попов А.В. Архивная эвристика. Учебник для вузов / Под редакцией
Е.И. Пивовара; РГГУ. - Коломна: Издательский Дом Серебро, 2014. - 318 с.
Преподавателями кафедры Истории и организации архивного дела был подготовлен Т.И.
Хорхординой и А.В. Поповым, первый в России, учебник по архивной эвристики. Учебник
был издан
под редакцией ректора РГГУ, Е.И. Пивовара. Учебник Архивная эвристика предназначена
для аспирантов и студентов, обучающихся по направлению Документоведение и архивоведение.
Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko),
лат. Evrica отыскиваю, открываю) наука знания, изучающая творческое, неосознанное
мышление человека. Эвристика тесно связана с психологией, философией, физиологией
высшей нервной деятельности, информатикой, кибернетикой и другими науками. Архивная
эвристика
совсем молодая, прикладная научная дисциплина и еще задачи скромней. Главная задача
архивной эвристики, разработка эвристического алгоритма методики поиска первичной
информации
на основании вторичной информации, выражаемой в системе НСА архивов.
Предложенный читателю учебник знакомит с крупнейшими докумен-тальными комплексами
российских и зарубежных архивов, рукописных отделов музеев и библиотек, а также с
историей
и современной организацией их научно-справочного аппарата. Исследователи получают
знание инструментария, ориентиры для поиска информации на уровне архивов, фондов,
архивных
дел и документов.
Курс Архивная эвристика должен познакомить аспирантов с систе-мой архивов России,
с научно-справочным аппаратом архивов, рукописных отделов музеев и библиотек для
привития
им навыков работы с эвристическим аппаратом документального массива на традиционных
и нетрадиционных носителях. Аспиранты в результате получают инструментарий, ориентир
для
поиска информации на уровне архивных дел и документов при подготовке ими научно-исследовательских
работ.
В издании в наглядной и доступной форме показана непрерывность процесса формирования
документального наследия, рассмотрены пути его поиска и выявления в архивах, рукописных
отделах музеев и библиотек. Документальные собрания приобретают свой истинный смысл
лишь тогда, когда их состав становится известным научной общественности и они используются
в интересах развития науки. Это хорошо понимали еще первые в России собиратели рукописных
книг, которые стремились иметь описания своих собраний. В наше время вопрос о том,
что содержится в тех или иных фондах, приобретают особую актуальность и значимость.
Наука, уже освоив большое количество памятников истории и культуры, предъявляет новые
требования
к поиску документального наследия и закономерно стремится к использованию новых источников.
Стремительные изменения в высокотехнологичном информационном обществе стимулируют
появление новых подходов к поиску, выявлению, передаче и использованию исторической
информации.
В условиях становления информационного общества архивы и знания об архивах является
составной частью глобального культурного и информационного наследия человечества.
Учитывая растущие потребности исследователей в использовании ар-хивных документов
и интересы эффективного развития науки, необходимо хорошее знание системы НСА архивов.
Информацию
о содержании доку-ментальных собраний исследователи получают, как правило, из описей,
обзоров, каталогов, указателей, путеводителей автоматизированных баз данных. Следовательно,
проблема поиска первичной информации (документов) не разрешима без знания и умения
ориентироваться в системе НСА архивов.
Разработанные архивистами архивные справочники помогают в поиске архивных документов,
способствуют их выявлению и введению научный оборот.
Таким образом, история, современное состояние и перспективы разви-тия научного описания,
сама совокупность архивных справочников, отражающих состав и содержание архивного
наследия нашей Родины, составляет неотъемлемую часть российского и мирового культурного
наследия.
Своевременное и качественное информирование о составе и содержании архивных фондов,
новых поступлениях является важной задачей, решение которой приводит к более эффективному
использованию архивного наследия.
В результате изучения материала учебника аспиранты должны осознать своеобразие документальных
архивных комплексов, обусловленное их историей и происхождением. В результате
аспиранты становятся составной частью и участниками отношений исследователь архив
НСА документ.
Освоение учебного курса позволяет понять место и роль архивов в со-временном мире,
взаимосвязи первичной и вторичной информации, а также освоить методику научного поиска
неопубликованных
архивных документов для научно-исследовательской деятельности. Аспиранты должны понять
и освоить эвристический алгоритм методику поиска первичной информации на основании
вторичной информации, выражаемой в системе НСА архивов. Таким образом, будущий исследователь
приобретает способность к самостоятельному поиску новой информации и новых источников
в архивах.