Формирование понятий - важнейшая педагогическая проблема, которую решает учитель
в своей практической деятельности. Задача непростая, и, как считают многие исследователи,
недостаточно разработанная [4. c.3-4, 5. с.3].
Мы сформулировали и применяем на практике принцип динамического баланса
в педагогике
[2. с.194-197, 3. с.176-179].
Формирование научного понятия - сложный и длительный процесс. Он предполагает
наличие
различных компонентов и сторон, вступающих порой в противоречие, порождая комплекс
проблем
обучения и воспитания. На существование таких сторон указывал еще выдающийся русский
педагог П.Ф. Каптерев [1. с.350-358], а также многие другие ученые.
Известно, что деятельность обусловлена внутренними и внешними мотивами. Если
доминируют
внешние мотивы, деятельность протекает на репродуктивном уровне. Если доминируют
внутренние
мотивы, освоение понятий проходит активно, осознанно, но нередко в отрыве от общественно
значимых целей. Лишь гармоничное сочетание внешних и внутренних мотивов дает наибольший
эффект в обучении. Подобных факторов, влияющих на эффективность формирования понятий,
достаточно много. Например: рациональное, логическое и эмоциональное, чувственное
в познании;
самостоятельные и коллективные формы деятельности; требования учителя и способности
учащихся; индуктивные и дедуктивные методы; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация;
аналогия, сравнение и различение, и т.д.
На наш взгляд, задача учителя заключается в том, чтобы в процессе формирования
понятий
гармонично сочетать данные факторы в соответствии с принципом динамического баланса
- основополагающим принципом информационной культуры.
Литература
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под. Ред. А.Н.
Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.- 704 с.
- Скулов П.В. Принцип динамического баланса как философская основа мировоззрения,
способ повышения эффективности научных исследований и необходимое условие проявления
культуры
в разработке и применении аудио-видеодидактических средств// Проблемы развития и
интеграции науки, профессионального образования и права в третьем тысячелетии.- Красноярск:
КГАЦМиЗ,2001.- С.194-197.
- Скулов П.В. Слово учителя как особое аудиовизуальное (словесно образное)
средство
реализации принципа динамического баланса// Наука, образование, профессия: актуальные
проблемы обучения и воспитания российской молодежи в третьем тысячелетии.- Красноярск:
КрасФАГА, АТК ГА, 2002.- С. 176-179.
- Усова А.В. Из истории научных понятийных семинаров и конференций // Научные
понятия
в учебно-воспитательном процессе школы и вуза.- Челябинск: Факел, 1994.- С. 3-4.
- Усова А.В. Общетеоретические, методологические основы формирования понятий//
Вопросы
методологии и методики формирования научных понятий у учащихся и студентов вузов.-
Челябинск: ЧГПИ, 1990. - С. 3.