Термин "ассертивность", довольно широко применяемый в зарубежной психологии, происходит
от английского assert - утверждать, заявлять, доказывать, отстаивать свои права.
Принципы ассертивности - это эмпирические правила поведения в обществе, общения с
окружающими. Причем общение это опирается на истинно гуманистические начала, отрицается
манипуляция,
жестокость и агрессия по отношению к другому. Ассертивное поведение позволяет человеку
высказываться четко и однозначно, поступать порядочно, действовать убедительно, избегать
манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, уметь поставить на своем.
Можно сказать, что ассертивность - это адекватная оценка обстановки и своего поведения,
это путь к самореализации, путь саморазвития.
Сформулируем основные принципы ассертивности, названные десятью заповедями ассертивности
[2]. Несмотря на их кажущуюся простоту и очевидность, они охватывают практически
все возможные затруднения человека в его общении с другими и в отношении к самому
себе.
Итак, каждый человек имеет право:
1. сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и нести ответственность за последствия;
2. не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих свое поведение;
3. сам решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;
4. менять свои взгляды;
5. совершать ошибки и отвечать за них;
6. сказать "я не знаю";
7. не зависеть от доброй воли других людей;
8. поступать нелогично;
9. сказать другому "я тебя не понимаю";
10. сказать "меня это не волнует".
Умелое и успешное применение этих принципов предполагает использование коммуникативных
приемов, которым легко обучить как студентов педагогического вуза - будущих учителей,
так и родителей учеников (см. например, [1], [2], [4]). В основе всех приемов -
взаимное уважение, доброжелательная настойчивость, вежливая требовательность. Оба
собеседника
должны вести себя достойно, не унижая ни себя, ни другого. И если один из них намного
старше, то правила остаются теми же, но старший (учитель, родитель) неизбежно должен
взять на себя большую ответственность, так как его поведение носит и обучающий характер.
Разрешая педагогический конфликт, мы одновременно показываем ученику варианты поведения
в подобной ситуации, следовательно, закладываем основы его поведения в будущем.
Отметим,
что сформулированные правила частично присутствуют в традиционных работах по педагогической
коммуникации [3 и др.], но, к сожалению, чаще всего мы встречаем их в работах,
посвященных проблемам нарушения взаимодействия старшего поколения с младшим, нарушения
поведения у подростков, а также проблемам снятия стресса, вызванного неправильным
отношением человека к самому себе и к окружающим. То есть о независимости и достоинстве
заботятся
уже не педагоги, а врачи-психологи. Так не лучше ли заложить основы правильного и
сбалансированного поведения с детства?
Ассертивное поведение в коммуникативном педагогическом процессе - это оптимальный
вариант общения учителя с учениками и родителей с детьми, приводящий к формированию
самостоятельной
и ответственной личности, способной успешно решать проблемы - психологические, образовательные,
производственные и др. А это и есть цель современного гуманистического образования.
Изучение основ ассертивного поведения включено нами к курс лекций "Психолого-педагогические
основы развивающего обучения", читаемый студентам выпускного курса физического
факультета Нижегородского педагогического университета. Теоретический материал подкреплен
включением в занятия элементов психологического тренинга. Интерес, проявленный студентами,
говорит о своевременности и актуальности данного материала и о необходимости его
изучения в педагогическом вузе.
1. Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СПб.: Питер, 2001. - 208с.
2. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь. -
СПб.: Питер, 1995. - 186с.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,
1987. - 197с.
4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия
с подростками. - М.: Генезис, 1997. - 192с.