Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1192246&s=120500000
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 07:43:08 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> О применении исторического материала на уроках физики
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Посетите Сервер по Физике Обратите внимание!
 
  Наука >> Физика >> Физическое образование | Тезисы
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Популярные статьиДистанционное обучение: обратный диалог: "Вопрошающая" деятельность ученика (студента) на дистанционных занятиях с применением "обратного диалога".

НовостиПравославная церковь в Японии

Научные статьиАлпатов С.В., Фольклор как составляющая средневековой культуры

КнигиВласть и советское общество в 1930-е годы: англо-американская историография проблемы

Популярные заметкиФилософия как веселая наука: (1)

О применении исторического материала на уроках физики
22.01.2003 14:20 | А.В.Вольф
    

Преподавание физики в образовательных учреждениях в соответствии с интегральной дидактической системой (автор – Шаповалов А.А.) предполагает наличие четырех аспектов описания физических явлений: качественного (накопление первоначального фактического материала путем эксперимента и жизненного опыта), количественного (введение новых понятий, величин, единиц измерения, установление зависимостей между величинами – на основании эксперимента), сущностного (формулировка гипотезы и вытекающие из нее следствия, которые экспериментально же проверяются) и прикладного (применение полученного знания на практике). Как видим, центральное место в описании явления, теории занимает эксперимент.

Однако поставить эксперимент не всегда возможно ввиду его сложности, чрезвычайной длительности или отсутствия приборов (применения специальных приборов). Такая ситуация складывается при изучении элементов специальной теории относительности, атомной и ядерной физики.

В таких случаях невозможно сослаться и на жизненный опыт. И действительно, в повседневной жизни мы не передвигаемся с околосветовыми скоростями, не расщепляем атомы, не открываем новые элементарные частицы или взаимодействия. Это целиком и полностью прерогатива специальных научно-исследовательских лабораторий и институтов.

Единственный выход из сложившегося положения нам видится в активном привлечении исторического (а по возможности и документального) материала при описании экспериментов, таких как регистрация элементарных частиц, определение физических постоянных (скорости света, например). Причем описание эксперимента должно быть весьма подробным и хорошо проиллюстрировано для выявления сути эксперимента, его "изюминки". Такие материалы можно найти в специализированной литературе и специализированной периодике.

В периодической печати и других источниках можно найти не только последние достижения науки и техники, но и казусные ситуации, произошедшие с учеными-физиками. Подобного рода информацию можно использовать при формулировке задач, иллюстрирующих то или иное явление или суть эксперимента. В качестве примера можно привести эксперимент Кроуфорда по регистрации гамма-излучения в пузырьковой камере, в которой в качестве рабочего тела использовалось пиво (Цифры и факты // Наука и жизнь. 1992, N°2., С. 85.), или эксперименты Дж. У. Рэлея в области парапсихологии и спиритизма (Кунсткамера // Наука и жизнь. 1993, N°3., С. 60.).


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования