История музыкальных интерпретаций лермонтовского
творчества – неотъемлемая часть истории русской и мировой культуры. О
музыкальной одаренности Лермонтова вспоминают современники, а напевность его
лирики и поэм подтверждается еще и тем, что творения Поэта вдохновили
музыкантов на создание более чем двух с половиной тысяч произведений – а это
превосходит количество музыкальных сочинений по мотивам, навеянным творчеством
любого другого русского автора.
Эрик Эзрович Найдич в своей статье «Роль
библиографических трудов в изучении наследия М. Ю. Лермонтова»[1]
вполне
справедливо указывает на знáчимость для изучения творческого наследия
Поэта такого, казалось бы узкоспециального издания, как «Лермонтов в музыке»
[2]. Нужно
отдать должное авторам этого справочника: кропотливое собирание материалов для
подобного рода библиографической литературы – дело весьма хлопотное. Но необходимость
в дополнении его новой информацией возникла сразу после выхода издания в свет:
в прессе одна за другой стали появляться публикации, указывающие на лакуны и
неточности. Правда, авторы публикаций, подчеркивая важность выхода в свет
справочника, несколько оплошали, употребив такие выражения, как «Справочник...
дает полный свод сведений» или
«Сведения о всех композиторах...».
Согласитесь, в данном случае исчерпывающая
полнота невозможна по объективным
причинам.
Вызывает сожаление и тот факт, что авторы не
имели возможности видеть все ноты, информация о которых введена в
справочник. Отсюда – досадные неточности в нотографии известных композиторов.
К
примеру, среди сочинений Антона Григорьевича Рубинштейна указан романс «Она
поет...». Но этот романс написан композитором на стихи Евдокии Ростопчиной
«Она
поет, и мне сдается...». На стихи Лермонтова «Она поет – и звуки
тают...»
Рубинштейн музыки не писал! Также не сочинял музыки на стихи «Казачьей
колыбельной песни» ныне здравствующий Александр Николаевич Холминов: на
конкурсе студенческих работ в 1948 году была отмечена его обработка народной казачьей
песни. И таких
примеров, к сожалению, достаточно.
Впрочем, критиковать труд, вышедший из
печати более двадцати лет назад, – дело неблаговидное. Автор этих строк уже
несколько лет работает над новым энциклопедическим указателем «Лермонтов в
Музыке». Хочется подчеркнуть, что это не есть подготовка к переизданию старого
справочника, а принципиально новый подход и к его структуре, и к работе с
источниками. Любой автор лелеет надежду, что наработанная информация как можно
скорее войдет в научный и культурный оборот. Но читатель понимает, чтό
стоит в нынешнее время напечатать работу большого объема. И здесь приходят на
помощь безграничные возможности информационных технологий.
Уже более двух лет в Интернете функционирует
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
(http://feb-web.ru). Это – совместный
проект Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук
(ИМЛИ РАН) и Научно–технического центра «Информрегистр» Министерства
информационных технологий и связи Российской
Федерации. В необъятной сети существует множество литературных сайтов, – как
общего плана, так и персонифицированных. К сожалению, большинство из них
создано людьми, далекими от литературы. Отличительная же особенность ФЭБ –
точность и выверенность предоставляемой пользователю информации. Фундаментальная
электронная библиотека – первая в мире сетевая библиотека русской литературы
XI–XX веков. На сегодняшний день посетителям сайта предлагаются несколько
электронных научных изданий:
«Пушкин», «Батюшков»,
«Грибоедов»,
«Боратынский», «Тютчев», «Лермонтов»,
«Лев Толстой», «Есенин», «Шолохов»,
«Слово о полку Игореве», «Былины», «Сказки».
24 сентября 2004 года в ФЭБ был открыт
музыкальный раздел. Теперь здесь можно не только получить информацию о
музыкальных сочинениях на стихи и темы русских писателей и поэтов, но также
увидеть ноты и услышать записи этих музыкальных сочинений. В разделе уже
представлены произведения музыкального искусства, написанные русскими
композиторами XIX–XXI веков на стихи М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и Е.А.Боратынского.
Каждой нотной и звуковой публикации сопутствует научное
библиографическое описание. Такая форма (ноты – описание – звук –
описание)
позволяет избежать многих огрехов и неточностей, неизбежных в тематических и
монографических справочниках.
Несколько слов о том, как организован раздел
«ЛЕРМОНТОВ В МУЗЫКЕ». Это иерархическая система, которую Вы, посетив
Библиотеку, увидите на экране слева. Система представляет собой трехуровневое
«дерево», первый уровень которого занимает постоянно пополняющийся список
произведений Лермонтова, положенных на музыку. Под библиографическим описанием
каждого произведения, расположенном на экране справа, помещены кнопки, с
помощью которых Вы можете вызвать текст того или иного сочинения поэта по
Полному собранию стихотворений (1989) [3].
«Короткое имя» на «дереве» состоит из заглавия или первой
строки произведения.
Щелкнув по иконке, символизирующей выбранное
произведение, Вы раскрываете второй уровень, где означены музыкальные сочинения
по тексту или мотивам данного произведения Лермонтова. Под нотографическим
описанием, расположенным на правой стороне экрана, помещены кнопки, с помощью
которых Вы можете вызывать изображение нот для просмотра или загрузки на
жесткий диск. «Короткое имя» на «дереве» содержит имя композитора,
заглавие
опуса и его жанр.
При щелчке по иконке, символизирующей
выбранное Вами музыкальное сочинение, раскрывается третий уровень, предлагающий
Вам прослушать одно или несколько исполнений этого сочинения. Кнопки, с помощью
которых Вы сможете это сделать, находятся под дискографическим описанием
каждого исполнения, расположенном на правой стороне экрана. «Короткое имя»
на
«дереве» включает имена основных исполнителей.
Благодаря Интернету стало возможным
оперативно информировать публику о новых архивных разысканиях, о новых
сочинениях наших современников, а также предложить послушать премьерные записи.
Или увидеть автографы композиторов – наших современников, – ноты, еще
не
изданные полиграфическим способом и любезно предоставленные в ФЭБ авторами. К
примеру, в музыкальном разделе ФЭБ уже размещены ноты и записи романсов, не
исполнявшихся более ста лет и впервые запечатленных на звуковых носителях.
Низкий поклон всем, кто помогает в
кропотливой работе по розыску музыкальных материалов: руководителям и сотрудникам
музыкальных библиотек: Алле Алексеевне Семенюк (РГБ), Марине Петровне Савельевой
(Центральная нотная библиотека Союза московских композиторов), Александре
Константиновне Койнаш (Санкт–Петербургская музыкальная библиотека), сотрудникам
других библиотек и архивов. Особую благодарность хочется высказать Петербургской
студии грамзаписи за высокопрофессиональное сотрудничество в осуществлении
звукозаписей и сотрудникам мемориального музея–квартиры Н. А.
Римского–Корсакова, где проходят премьеры лермонтовских музыкальных вечеров.
И,
конечно, здесь нельзя не отметить и не поблагодарить музыкантов – артистов
Петербургского государственного музыкального театра «Зазеркалье» Владимира
Александрόвича и Дмитрия Янковского, студентку петербургской консерватории
Ольгу Яковлеву, пианистов Наталью Ходос и Геннадия Курскόва за живой
творческий интерес к озвучиванию нотных сокровищ.
1. Найдич Э.Э. Роль библиографических трудов в изучении наследия М.Ю. Лермонтова //
Современные проблемы литературной библиографии и подготовки библиографических пособий
по
художественной литературе и литературоведению: Сб. науч. тр. / Публ. б–ка им.
М.Е. Салтыкова–Щедрина. Л., 1988. С. 90–99
2. Морозова Л.И., Розенфельд Б.М. Лермонтов в музыке: Справочник
/ Вступ. ст. В.В. Жданова "Лермонтов и музыка". – М.: Сов. композитор, 1983.
–
175с
3. Лермонтов М. Полное собрание стихотворений. В 2–х т. / Сост., подг. текста
и примеч. Э. Э. Найдича. – Л. Сов. писатель. 1989. – Б–ка поэта.
Большая
серия. Третье издание.
А.Н.Князев
jmr@peterlink.ru