Обучая будущих учителей физики, мы ставим задачу развить у них аналитический взгляд
на педагогический процесс. Реальности педагогической деятельности будут ставить перед
учителем
все новые и новые проблемы, с которыми он должен будет справляться самостоятельно.
Для решения задач такого обучения в рамках теории и методики обучения физике нами
выделены
критерии профессиональных знаний. Выделение это основано на предварительном создании
знаниевой модели специалиста. Для этого широкое понятие "модель специалиста" конкретизировано
до уровня предметной специализации.
Решающим профессиональным умением учителя нам видится сформированный критически–рефлексивный
стиль мышления, являющийся составляющей научного стиля мышления. В свою
очередь, его определяющей чертой является всесторонний, разноплановый анализ изучаемых
объектов и процессов. Это умение позволит учителю не быть рабски привязанным к учебникам,
учебным планам и стандартам. Современный учитель должен уметь самостоятельно разработать
учебную программу по физике в рамках сложившейся педагогической ситуации, должен
уметь
импровизировать в пределах урока, творчески использовать в учебном процессе знания
физические, психологические, педагогические и др.
В этом сложном процессе выделим проблему диагностики знаний студентов. Главным принципом
диагностики будем считать принцип единства уровня усвоения знаний, типа мышления
и характера учебных действий, что создает возможности для создания метода проверки
знаний. Эти три позиции и составят три главные черты профессиональной модели учителя
физики.
Следовательно, для проверки знаний по теории и методике обучения физике мы должны
поставить перед студентами три типа вопросов: проверки собственно знаний предмета,
проверки
учебных действий учителя и анализа производимых действий.
Отметим объективные трудности проверки знаний по специальным дисциплинам, какой
является теория и методика обучения физике. С одной стороны, эти знания должны
проявляться
в практической деятельности будущих учителей физики, и только педагогическое наблюдение
может показать уровень их сформированности. С другой стороны, есть необходимость
аудиторной
проверки базовых знаний и умений так, чтобы студент показал свои аналитические способности
и в письменной форме изложил решение педагогических задач. Для такой аудиторной
проверки знаний нами разработаны контрольные работы, проводимые в каждом семестре
обучения.
Рассмотрим контрольную работу по теории и методике обучения физике, проводимую
в конце 4 курса, на этапе завершения обучения в бакалавриате.
Цель работы – проверка знаний теоретических основ дисциплины и практических
умений в объеме, необходимом для решения некоторых типов методических, научно–методических
и организационно–управленческих задач будущей профессиональной деятельности.
Задания проверочной работы составлены на основе учебной программы в соответствии
с требованиями
ГОС к подготовке студентов.
Задания составлены на основе принципов, соответствующих знаниевой модели учителя
физики:
– фундаментальности (включены основные понятия и законы физики и основные
понятия и закономерности методики обучения физике),
– профессиональной направленности ( задания и вопросы имеют характер проблем,
стоящих перед учителем в процессе подготовки, проведения и анализа уроков),
– междисциплинарности (выполнение заданий предполагает согласованное использование
знаний по физике, педагогике, психологии и методике обучения).
Работа составлена в 4 вариантах. Каждый вариант работы состоит из
четырех разноуровневых заданий, связанных с тематикой выделенных
разделов дисциплины. Задания даны по двум разделам: теоретические основы обучения
физике и методика обучения физике в 7–9 классах.
Проверяются знания и умения студентов:
1. Знание сущности алгоритмического метода решения физических задач.
2. Умение решать задачи на основе физических и математических знаний
школьного уровня.
3.Умение выделять и анализировать физические понятия.
4.Умение построить систему упражнений, используя логическую связь физической теории
и эксперимента.
5. Знание основных этапов моделирования реальной ситуации, описанной в учебной задаче,
и умение выбрать оптимальную форму предъявления учебной задачи ученикам.
6. Знание содержания основных компонентов методической системы
обучения физике и умение раскрывать их при конструировании урока заданного типа.
7. Умение составить конспект урока.
8.Способность к творческому решению проблемы, умение описать методически целесообразные
варианты организации деятельности учителя и учащихся на уроке.
Варианты заданий контрольной работы
Первый вариант
1. Решите задачу. Проанализируйте возможность предъявления этой задачи как экспериментальной.
Определите силу тока, проходящего по медному проводу длиной 100м и площадью поперечного
сечения 0,5 кв.мм при напряжении 6,8 В.
2. Опишите методику введения понятия инерции (Физика, 9 класс)
3. Разработайте краткий конспект урока "Атмосферное давление" (Физика, 7 класс)
4. Опишите возможные варианты такого урока.
Второй вариант
1. Решите задачу. Проанализируйте возможность предъявления этой задачи
как экспериментальной.
Груз массой 1,2 кг ученик равномерно переместил по наклонной плоскости
длиной 0,8 м и высотой 0,2 м. При перемещении сила, направленная вдоль
наклонной плоскости, была равна 5,4 Н. Найдите КПД наклонной плоскости.
2. Опишите методику введения понятия электрического поля (Физика, 8 класс)
3. Разработайте краткий конспект урока "Плотность вещества" (Физика, 7 класс)
4. Опишите возможные варианты такого урока.
Третий вариант
1. Решите задачу. Проанализируйте возможность предъявления этой задачи
как экспериментальной.
Пружина динамометра под действием силы 4Н удлинилась на 5 мм.
Определите вес груза, под действием которого эта пружина удлиняется на 16 мм.
2. Опишите методику введения понятия силы (Физика, 7 класс)
3. Разработайте краткий конспект урока "Магнитное поле" (Физика, 8 класс)
4. Опишите возможные варианты такого урока.
Четвертый вариант
1. Решите задачу. Проанализируйте возможность предъявления этой задачи
как экспериментальной.
Какое количество теплоты необходимо, чтобы из льда массой 2 кг,
взятого при температуре –10° С, получить пар при 100° С?
2. Опишите методику введения понятия "электрическое сопротивление"
(Физика, 8 класс)
3. Разработайте краткий конспект урока "Сила трения" (Физика, 9 класс)
4. Опишите возможные варианты такого урока.
Всего на работу отводится 3 академических часа.
Изложенный выше диагностический знаниевый подход может быть использован и на других
этапах обучения методическим дисциплинам. Нами разработаны задания и проведены проверочные
работы для студентов 5 курса и магистрантов физического факультета педагогического
университета.
Литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996, с.236.
2. Теория и практика создания аттестационных педагогических измерительных материалов:
Учебное пособие / под ред.Е.Н.Перевощиковой. – Н.Новгород: НГПУ, 2003. –
56 л.
3. Коробкова Т.А. Трансформация знаний как элемент в структуре модели личности учителя
// Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог: Материалы Российско–Белорусской
научно–теоретической конференции (Россия, г.Киров, 2–4 апреля 2003 г.).
– Киров: Изд–во ВятГГУ, 2003. – с. 211–213.
4. Коробкова Т.А. Рефлексивно–направленное воспитывающее обучение студентов
на физическом факультете / Материалы по теории и методике обучения физике. Выпуск
3. –
Н.Новгород: Изд–во НГПУ, 2004, с.65–72.