Рассина Э.Б. К проблеме музыкальной россики // Зарубежная Россия 1917-1939. Сборник статей. - СПб.: "Европейский Дом" - 2000. - С. 384-385
В разное время и по разным причинам часть русского музыкально культурного наследия оказалась за рубежом. Вполне естественно стремление каждого народа собрать воедино созданное
им, восстановить прерванную связь времен и поколений, восполнить утраченное. В последнее десятилетие русские музыкальные архивы вызывают особый интерес. Причинами тому послужили:
необходимость введения в научный оборот и в концертную практик. этих материалов, использование которых в течение нескольких десятилетий было ограничено;
разработка программы по изучению культурного наследия Российского музыкального зарубежья, являющейся частью международной про-. граммы Российская культура в контексте мировой
культуры;
оживление издательской деятельности в стране;
введение изучения музыкальной культуры Российского зарубежья в программы вузов.
В 1996 г. после Всероссийского совещания крупнейших фондов и библиотек по проблемам россики была разработана Федеральная программа всемирного библиографического учета, формирования
и взаимоиспользования распределенного фонда документов россики. В соответствии с этой программой библиотека Московской государственной консерватории как информационный центр
России по музыке (с 1986 г.) и как крупнейшая отраслевая библиотека определена ведущей по музыкальной россике. Разумеется, программа позволяет расширить круг библиотек, архивов,
хранилищ, заинтересованных в решении задачи общемирового значения консолидации российской музыкальной культуры. Очевидно, что для решения этой задачи потребуются долгие
годы и объединенные усилия многих людей как в России, так и за ее пределами. Необходимо также серьезное финансирование.
Библиотека Московской государственной консерватории определила рабочий план реализации программы музыкальной россики, включающий:
1) изучение фондов россики в отечественных и зарубежных библиотеках и хранилищах (обзоры состояний);
2) подготовка программы и методики исследования фондов россики;
3) проведение пилотных исследований с привлечением специалистов и ученых;
4) восполнение пробелов в фондах, используя различные источники докомплектования (международный книго- и нотообмен, покупка на внутреннем и внешнем рынках, аукционы и ярмарки,
дары, копирование);
5) формирование базы данных музыкальной россики (библиотек и хранилищ Москвы и С.-Петербурга);
6) подготовка библиографических пособий по тематике музыкальная россика. Знакомство с информацией по данной теме показало, что стран, имеющих архивную музыкальную россику,
достаточно много это Италия, Франция, Германия, Великобритания, США; специалистами этих стран были сделаны первые попытки дать полное описание россики в фондах их архивов.
Изучение россики за рубежом до недавнего времени представляло значительную сложность в связи с недостаточностью сведений о западных архивах и справочных изданий. Но и в изолированном
положении российские источниковеды продолжали собирать и изучать информацию о рукописях, находящихся за пределами России. Степень информированности о зарубежной музыкальной
россике неодинакова. Если музыкальная россика XIX в. могла найти отражение в музыковедческой литературе, XX в. был практически закрыт. Творчество целой плеяды русских композиторов
самых разных стилевых направлений (И.Вышнеградский, А.Лурье, Н.Набоков, Н.Обухов), а также исполнителей, музыковедов, педагогов, покинувших Россию, оставалось вне поля зрения
специалистов вплоть до 1980-х гг. Этот пласт русского культурного наследия, именуемый Российским зарубежьем, ныне изучается особенно пристально.
Думается, что судьба автографов современных отечественных композиторов, работающих вне России, сложится более благоприятно. Авторы, как правило, стремятся сохранить свой рукописный
архив в целостности (это может быть семейный, издательский, какой-либо другой архив, к примеру, архивы Э-Денисова, С.Губайдулиной, Р.Щедрина и т. д.).
В настоящее время уже сложились предпосылки к созданию сводной библиографии по зарубежной музыкальной россике. Этому способствуют следующие обстоятельства:
Открытие специализированных хранилищ.
Появление возможности работать в зарубежных архивах, контактировать с зарубежными источниковедами.
Выход в свет энциклопедических изданий, включающих упоминания о музыкальных деятелях.
Создание библиотеки-фонда Русское зарубежье по инициативе А-Солженицына, где собрано немалое количество рукописей, документов, изданий (в том числе, альбомы Алексея Калугина,
содержащие сведения о музыкальных событиях за рубежом).
Организация координационного совета по русскому зарубежью при Президиуме Российской Академии наук, в состав которой входит доктор искусствоведения Л.З.Корабельникова.
Организация центра изучения русского музыкального зарубежья в ГЦММК им. М.И.Глинки.
Проведение научных конференций по Русскому зарубежью, в том числе библиотекой Московской государственной консерватории.
Многолетняя программа по изучению архивной Россики в библиотеке Московской консерватории рассчитана на сотрудничество и взаимопонимание специалистов российских архивов, поддержку
со стороны зарубежных коллег, заинтересованность исследователей.