Житие Константина (Кирилла) Философа (Пространное)
Житие Константина (Кирилла) Философа (Пространное) -памятник
болгарской агиографии, широко распространенный в древнерусской книжности. Ж.
содержит ценные сведения о жизни и деятельности Константина
Философа, создателя славянской письменности, выдающегося миссионера,
полемиста и писателя. Принято считать, что это Ж. было создано в Великоморавии
между 869 и 882 гг. Мнение о том, чтo Ж. было написано в Болгарии в период
Второго Болгарского царства (В.
Григорович, В. Киселков) и что местом его написания
была Паннония, ныне отвергнуто.
Древнейшими из 48 полных сохранившихся списков Ж. являются
списки болгарского писателя XV в. Владислава Грамматика,
сделанные им в 1469 и 1479 гг. Ныне обнаружен утраченный список нач. XV в. (ГИМ,
собр. Барсова, 619). Их тексты не содержат существенных смысловых разночтений.
В основу изданий обычно кладут списки Владислава Грамматика как старейшие, а
также и список ГБЛ (собр. МДА, 19) как в некоторых отношениях более исправный.
В рукописной традиции бытует много извлечений из текста Ж., существует и
несколько переделок.
Ж. анонимно, и поэтому атрибуция - один из самых запутанных
вопросов его изучения. Большинство славистов считают, что автором Ж. был
Климент Охридский, один из самых известных учеников
миссионера, выдающийся писатель и педагог, основеположник так называемой
Охридской литературной школы. В доказательство обычно приводят стилистические
параллели между Ж. и произведениями Климента, которому к тому же принадлежит и
Похвала Константину (Кириллу). По другому мнению, Ж. было
написано учениками Константина во главе с Мефодием; некоторые полагают, что
автором был сам Мефодий. Высокий уровень литературного
мастерства, заинтересованность в создании культа брата в связи с дальнейшим
укоренением славянской письменности и богослужения, знакомство с детскими и
отроческими годами персонажа, с его миссиями среди арабов и хазар - все это
приводится в пользу авторства Мефодия. Между тем единственное указание авторства
в Ж., которое читается в конце гл. X, сообщает, что Мефодий перевел «книги»
своего брата, разделив их на 8 слов.
Немаловажно, что значительная часть Ж. восходит к трудам
самого Константина Философа. В тексте Ж. во многих местах обнаружены фрагменты
из его произведений - стихотворении, молитв, полемических трактатов, отчетов о
миссионерских поездках, записей дневникового типа, отдельных высказываний.
Многие из них подтверждаются позднейшей рукописной традицией. Агиограф
Константина объединил и отредактировал их. Таким образом, Ж. стало своеобразной
антологией произведений Константина.
Некоторые медиевисты (В. Погорелов и др.)
утверждают, что Ж.
было первоначально написано на греческом языке. По жанру Ж. примыкает в какой-то
мере к традиционным житийным схемам византийской агиографии. Однако нельзя
сказать, что оно построено только на них. Видно, например, что благочестие в
представлениях автора Ж. не является самым существенным качеством героя.
Подвиги святого рассматриваются в плане интеллектуальных достижений, отсюда
проистекает «софийность» жития - важнейшая его особенность, которой можно
объяснить и все цитаты и отрывки из поэтических и полемических сочинений
Константина. Везде Константин побеждает своих противников мудростью,
изобретательностью, находчивостью. В этом смысле Ж. заметно отходит от
традиционных представлений о благочестивом святом. Полемики Константина с
патриархом-иконоборцем Иоанном VIII Грамматиком, с мусульманами,
хазарами и
«трехъязычниками» придают Ж. некую эпичность, которую с большой осторожностью
можно сопоставить с эпическими традициями у славян. Этой проблемы коснулся
В.
Ламанский в труде «Славянское житие св. Кирилла. . .», но его наблюдения
пока
не развиты.
Ж. исторично, его пафос состоит в осмыслении дела
Константина Философа. Все подвиги героя описываются в нем как подготовка к
созданию славянской письменности и фундамента новой славянской культуры,
моравская миссия Константина рассматривается как финальный акт деятельности
вселенского проповедника. В Ж. видна тенденция представить героя как мирового
учителя, жизнь Константина соотносится с деяниями апостола Павла.
Сплав между
«историзмом» и «софийностью», между эпизмом мудрого богатыря
и классическим
типом христианского миссионера, между византийской агиографической традицией и
оригинальностью новой славянской культуры создает внутреннее напряжение в Ж.
Отсюда - высокий уровень его художественности, ясно ощутимая ритмическая
организация текста, разнообразие стилевых приемов, элементы средневековой
поэзии, риторики, философско-богословских сочинений, выдержанные в манере
антично-византийской диалектики. ;
Ж. получило значительное распространение в Болгарии и на
Руси. Оно повлияло на ряд памятников древнеславянских литератур. Следует
отметить поэтическую и гимнографическую традицию в честь Константина и Мефодия.
Очень рано, вероятнее всего с педагогической целью, в Болгарии было сделано
сокращение Ж. - «Успение Кирилла», с некоторыми важными добавлениями
-
известием, что Кирилл был болгарином, что мать его звали Марией и что он до
моравской миссии крестил болгар у реки Брегальницы. Текст Ж.
во многом повлиял и
на латинскую версию - т. н. Итальянскую легенду, которая, вероятно, отражает не
дошедший до нас вариант. Видно также, что традиция этого памятника создает
особый тип параллелизма в первых агиографических произведениях славян. Так,
например, в Житии Мефодия его жизнь явно соотносится с жизнью Константина; оба
жития строятся как параллельный жизнеопиеательный диптих. Традиция параллелизма
продолжается в Болгарии - жизнь Климента в его греко-славянском житии
соотносится с Житиями Константина и Мефодия, а Житие Наума
соотносится как с
житиями Константина и Мефодия, так и с Житием Климента. Литературная традиция
Ж. особенно заметна на Руси после XV в., оно входит в состав ВМЧ. В XVIII в.
Димитрий Ростовский создает первое «научное» жизнеописание Константина
и
Мефодия, указывая на свои источники.
Изд.: Safarik P. J. Památky drevního
pismenictví Juhoslovanův. V Praze, 1851, 1873; Бодянский О. М. Кирилл
и Мефодий:
Собр. памятников до деятельности святых первоучителей и просветителей
славянских племен относящихся. - ЧОИДР, 1863, кн. 2; 1864, кн. 2; 1873, кн.
1-2; Dümm1еr Е., Miklosich F. Die Legende vom. heiligen Cyrillus. Wien,
1870; Pastrnek J. Dejiny slovanskych apostolu Cyrilla a Methoda s otiskem a
rozborem hlavnich pramenu. Prana, 1902; Балан А. Т. Кирил и Методи. 1.
Свезка първа: Житие на Кирила и Методия и похвални тем слова. София, 1920;
Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской
письменности. Л., 1930; Lehr-Sptawinsкi Т. Ziwoty Konstantyna i Metodego.
Poznan, 1959; Grivec F., Тоmsic F. Constantinus et Methodius
Thessalonicenses. Fontes. Zagreb, 1960; Климент Охридски. Събрани съчинения.
София, 1973, т. 3. Пространни жития на Кирил и Методий; Сказания о начале
славянской письменности / Вступ. ст., пер. и ком. Б. Н. Флори. М., 1981 (пер. на
совр. рус. яз.).
Лит.: Горский А. В. О свв. Кирилле и
Мефодии. - Москвитянин, 1843, 6, ч. 3; Славянские просветители. М., 1846;
Бодянский О. М, О времени происхождения славянских письмен. М., 1855; Сборник
Кирилло-Мефодиевский. М., 1865; Воронов А. Д. Главнейшие источники для истории
свв. Кирилла и Мефодия. Киев, 1877; Сборник Мефодиевский юби-лейный. Варшава,
1886; Малышевокий И. Святые Кирилл и Мефодий первоучители славянские. Киев,
1886; Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина
Философа, первоучителя славян св. Кирилла. - Прилож. к т. 22 «Зап. имп. АН»,
6, 1893; Петров А, Пятидесятилетие научной разработки пространного Жития св.
Константина Философа. - Чтения ОЛДП, 1894, 5-6; Vondrak V. Studie z oboru
cirkevneslovanskeho pismenictvi. Praha, 1903; Snopekk F. Konstantinus-Cyrillus
und Methodius die Slavenapostel. Kremsier, 1911; Bruckner A. Die Wahrheit uber
die Slavenapostel. Tubingen, 1913; Ламанский В. Славянское житие св. Кирилла как
религиозно-эпическое произведение и как исторический источник, Пг., 1915; Балан А.
Т. Към тъй наречените Панонски жития. - Год. Соф. унив, Ист.-филол. фак.
София, 1923, т. 19; Oгieнкo I. Костянтин i Мефодiй, ix життя та дiяльнiсть.
Варшава, 1927-1928, ч. 1-2; Лавров П. А. Кирило та Методiй в давньословяньському
письменствi У Киiвi, 1928; Moravcsik G. A. Kyrillos legenda magyar vonatkozasu
epizodjahoz. - Ethnografia, Budapest, 1928, t. 39; Погорелов В. На каком языке
были напиcаны таи называемые Паннонские Жития. - Byzantinoslavica, 1932, N 4;
Трифонов Ю. Константин Философ (св. Кирил) като царски пратеник при сарацини и
хазари. - В кн.: Сборник в чест на проф. Л. Милетич. София, 1933; Dvоrnik
Fr. 1) Les legendes de Constantin et de Methode, vues de Byzance. Prague, 1933;
2) Bysantske misie u slovanu. Praha, 1970; Ильинский Г. А. Опыт систематической
Кирилло-Мефодиевской библиографии. София, 1934; Weingart M. Analyse
philologique des legendes slaves de Constantin et de Methode. - In: Actes du IV
Congres International des etudes byzantines. Sofia, 1935; Велчев В.
Константин-Кирил и Методий в старобългарската книжнина: Първо българско царство.
София, 1939; Georgiev E. Die Italia-nische Legende. Sofia, 1939; W i j k N. van.
Zur sprachlichen und stilisti-schen Wurdigung der altkirchenslavische Vita
Constantini. - Sudostforschun-gen, 1941, Bd 6; Попруженко М. Г., Романски Ст.
Кирилометодиевска библиография за 1934-1940 г. София, 1942; Динеков П.
Стара българска литература. София, 1950, ч. 1; Grivec F. Zitija Konstantina in
Metodija. Ljubljana, 1951; Anastos M. The Political Theory in the Lives of the
Slavic Saints Constantine and Methodius. - Harvard Slavic Studies, 1954, vol. 2,
p. 11-38; Якобсон Р. О. Стихотворные цитаты в великоморавской агиографии. -
Slavisticna revija. Ljubljana, 1957, t. 10, с. 111-118; Kиселков В. За
авторството на Кирила и Методия.- Изв. Инст. за лит. София, 1961, кн. 11, с.
31-53; Vavrinek V. 1) Staroslovenske zivoty Konstantina a Metodeje a panegyriky
Rehofe z Nazianzu. - Listy filol., 1962, t. 85, n 1, s. 96-122; Георгиев
Е. 1) Разцветът на българската литература през IX-X в. София, 1962; 2)
Возникновение оригинальной староболгарской агиографии. - Старобългарйстика,
1978, год. 2, кн. 4, с. 3-23; Дуичев И. 1) Към тълкуването на Пространните
жития на Кирила и Методия. - В кн.: Хиляда и сто години славянска писменост.
София, 1963; Куев К. Към въпроса за Кириловото пространно житие като
исторически паметник. - В кн.: Хиляда и сто години славянска писменост, с.
119-126; Петканова-Тотева Д. Литературни особености на Пространною житие на
Константин-Кирил. - Там же, с. 127-155; Кurz J. Nekolik poznamek k textu
«Ziyota» Konstantinova a Metodejova. - Studia linguistica in honorem
Thaddei
Lehr-Spiawinski. Warszawa, 1963; Meчев К. Към въпроса за авторството на
Пространните жития на Кирил и Методий. - Изв. на Инст. за лит. София, 1965, кн.
16, с. 105-124; Cyrillo-Methodiana. Koln; Craz, 1964; Куas V. 1)
Charvatskohlaholske texty Zivota Konstantinova.- Slavia, 1966, roc. 35, N 4, s.
530-553; 2) Zasady rekonstrukce textu Zivota Konstantinova. - In: Studia
palaeoslovenica. Praha, 1971, s. 195- 200; Радойчич Дж. У истоков славянской
литературы (К вопросу о датировке «Жития» Константина-Кирилла). - Вопр.
ист.
славян, М-, 1966, вып. 2, с. 110-113; Sevcenko J. The Greek Source of the
Inscription on Solomon's Chalice in the Vita Constantini. - In: To Honor Roman
Jacobson. The Hague; Paris, 1967, vol. 3, p. 1806-1817; Васильев В. -Климент
Охридеки и авторотвото на «Панонските летенди». - Български език, 1969,
кн. 3,
с. 229-240; Kurillw cai Meuodiw tomoz /epi th ciliosth cai
/ecatosth /ethridi. Qessalonixh, 1966-1971, Т. 1-2; Кодов Хр. Около
житиете на Кирил Философ. - Старобългарска литература. София, 1971, кн. 1, с.
53-64; Anastasiou I.E. Conceptions concerning the Emperors in Vitae of St.
Constantm-Cyril and Methodius. - Bizantina, 1971, t. 3, p. 3-14.; Picchio R.
Strutture isocoliche e poesia slava medievale: A proposito dei capitoli III e
XIII della Vita Constantini. - Ricerche Sla-vistiche. Roma, 1973, t. 17-19, p.
419-445; Minсeva A. Zur Erforschung des Wortschatzes der Vita Methodii. -
Zeitschr. fur Slawistik, 1976, Bd 21, H. 6, S. 794-800; Львов А. О чтении одного
места жития Мефодия. - В кн.: Источники по ист. рус. яз. М., 1976, с. 75-79;
Сказания о начале славянекей письменности. М., 1981: Левочкин И. В. Древнейший
список Пространного жития Константина Философа. - Сов. славяновед. М., 1983,
2, с. 75-79; Дуйчев И., Кирмагова А., Паунова А, Кирилометодиевска библиография.
1940-1980. София, 1983.
Хр. Трендафилов
Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая
половина XIV в. Л., 1987, с. 155-159