Трубецкой С.Г. История Церковного архива // Новое русское слово 23.07.81
Первая опись церковного архива в Америке была сделана по распоряжению епископа Николая Алеутского и Аляскинского в 1895 году псаломщиком А. Капустиным.
Эта архивная перепись "Бумаг с 1777 г. по 1876 г." теперь хранится в церковном архиве Православной Церкви в Америке.
К большому сожалению, документы церковного архива были за эти 200 лет раздроблены. Часть аляскинского архива была перевезена в Сан-Франциско с переводом кафедры из Ситки в
1872 году, затем в Нью-Йорк, когда кафедра Северо-Амери-канской епархии была в 1905 году утверждена в Нью-Йорке и начата в 1902 году постройка нового Св. Николаевского Собора
на 97-й улице.
Следовательно, в то время церковный архив сохранялся на Аляске, в Сан-Франциско и Нью-Йорке.
По различным причинам, после Первой мировой войны большая часть оставшихся на Аляске документов попала в Библиотеку Конгресса в Вашингтоне, где часть документов долгое время
хранилась в не разобранном виде, и вот только теперь начался окончательный разбор бумаг, до того прерванный кончиной прот. Павла Лютого.
Другая часть документов, находившихся в Св. Николаевском Соборе, попала в архив Миннеапольского университета.
Самая крупная часть, около 1.000 архивных коробок, хранится в архиве Церкви в Сайоссете, Н.Й.
Наконец перепись небольшой части оставшихся документов Аляскинской епархии была сделана года два тому назад при содействии Аляскинского университета, Анкерадж.
После продолжительной тянувшейся семь-восемь лет переписки с отдельными представителями хранителей архивов было решено о необходимости общего собрания заинтересованных организаций.
Тут нужно пояснить, что церковный архив интересует не только русских, но и представителей всех других православных церквей. До 1917 года, или русской революции, в Америке
была только одна епархия Северо-Американская, и она, по подсчетам архиепископа Евдокима, в то время главы епархии, была 18-й по величине из 65 епархий Русской Церкви Иначе
говоря, все другие этнические церкви на этом континенте были под одним главенством, и, применяя теперешний принятый термин, в Америке была только одна юрисдикция.
Поэтому в Архиве много документов Сирийской, Греческой, Сербской, Албанской и других церквей.
В 1979 году в митрополичьей резиденции и канцелярии ПЦА собрались представители церкви, Миннеапольского и Аляскинского университетов, а также присутствовал делегат от Библиотеки
Конгресса. На этом собрании было решено совместно просить финансовое пособие от правительства на изучение проекта соединения архива под одной крышей и микрофильмирование всех
четырех архивов.
Тут надо добавить, что штатное правительство Аляски ассигновало на опись и микрофильмирование оставшихся в Аляскинской епархии документов, а кроме того, на разбор и микрофильмирование
документов церковного архива Библиотеки Конгресса крупную сумму денег. История Аляски в прошлом так связана с прошлым церкви, что и штатное и федеральное правительства очень
интересуются, если можно так сказать, объединением микрофильмов всех церковных архивов.
Иначе говоря, теперь идет разговор об архиве церкви части архива церкви, теперь находящейся в хранилище Миннеапольского университета.
Эта первая просьба о денежной субсидии была одобрена правительственным Отделом архива. Комиссией были выбраны и назначены два профессора-консультанта, и месяц тому назад,
после их осмотра двух архивов, они высказались в пользу соединения архивов в церковном архиве, их разборке и микрофильмирования документов. Есть надежда, что этот второй этап
и многотысячный проект будут одобрены этой осенью или будущей весной.
За последние восемь лет церковный архив очень расширился и приумножился. Так, например, за 1980 год было получено 24 архивных пожертвования. Как и в прошлом, мы призываем
всех, кто имеет церковные материалы, сдать их архиву на хранение.
Заканчивая это краткое сообщение об архиве и его будущем, приводим мнение прот. Д. Константинва, известного многим по его статьям в Новом Русском Слове, мнение высказанное
им в письме от 12 июня 1981 года: Мое внимание к вашему архиву определяется твердым убеждением, что огромная работа по защите веры в СССР, которая делается на Западе, должна
стать должна стать достоянием истории и должна находится в архиве Православной Церкви. Быть может правильнее было бы сосредоточить подобного рода материалы в архивах Русской
Церкви, но при существующем положении вещей я считаю архив Американской Церкви единственным в данное время местом, куда должны отдаваться материалы, имеющиеся у людей готовящихся
уйти из этого мира. Проблема архивов достаточно сложна, а для нас, участников всего происходящего в эти годы, до известной степени и трагична!