Попов А.В. Русское зарубежье и архивы. Документы российской эмиграции в архивах
Москвы. Проблемы выявления, комплектования, описания и использования // Материалы
к истории
русской политической эмиграции. Вып. IV. - М.: ИАИ РГГУ, 1998. - 392 С.
Леонидов В. Русское зарубежье в Москве. Первая книга о фондах эмиграции в хранилищах
столицы России
Захочется, к примеру. одному из представителей бесчисленных последователей русской
эмиграции изучить деятельность правления Общества русских офицеров Генерального штаба
в
Королевстве сербов, хорватом и словенцев, существовавшего в Белграде в 20-е годы?
Или проследить судьбу дивного карикатуриста и поэта Павла Лыжина жившего в Праге
и умершего
в Париже? Или вдруг заинтересовался кто-то жизнью сына великого Бакста Андрея Львовича.
долго наслаждавшегося красотами Италии и также окончившего свои дни в столице Франции?
Так нот, не надо для этого отправляться ни на Апеннины, ни на берега Сены и Влтавы.
А достаточно всего лишь посетить Государственный архив Российской Федерации (бывший
Октябрьской
революции), затем рукописный отдел Центральной научной библиотеки Союза театральных
деятелей. возглавляемый любимцем московских подмостков Вячеславом Нечаевым, а потом
другой
рукописный отдел Третьяковки.
Об этом и о многом другом - в путеводителе, или, вернее, обзоре московских хранилищ
документов эмиграции "Русское зарубежье и архивы", недавно выпущенного Андреем Поповым
в РГГУ.
Надо сказать, потребность в такой работе ощущалась уже давно. Многочисленные открытия
спецхранов московских архивов и библиотек плюс потоки даров из-за границы от эмигрантов
и их потомков сделали жизнь даже самых опытных исследователей наследия зарубежья
довольно трудной, хотя. конечно, и приятной.
Межархивный, межбиблиотечный указатель нужен был очень остро, и заслуга Андрея Попова,
совместившего выпуск этого труда с защитой кандидатской на ту же тему в РГТУ. неоспорима.
И все-таки здесь не просто путеводитель и не просто обзор. Автор сделал стремиельный
пробег по истории складывании документальных комплексов, возникших и результате деятельности
русских объединений или частных лиц за пределами России и попытался проследить. как
они оказались в Москве.
Причем зарубежье для автора работы отнюдь не только "классическая эмиграция* после
гражданской и второй мировой войн. Он начинает свой путь раньше, со времен собирания
книг
и архивов на вилле княгини Волконской в Риме и коллекции герценовского корреспондента
князя Петра Долгорукого, а заканчивает в библиотеке-фонде "Русское зарубежье" на
Таганке
под эгидой А.Н Солженицына в июне 1995 года. В поле зрения Попова попадает и история
Русского заграничного исторического архива в Праге, вывезенного в Москву девятью
вагонами
в декабре 1945 года, и деятельность Истпарта по возвращении коммунистических и социал-демократических
архивов в страну победившего социализма. Рассказ о неутомимом собирательстве
В.Д. Бонч-Бруевича. создавшего огромную коллекцию Государственного литера-турного
музея, сменяет история складывания Музея русской культуры в Сан-Франциско, а увлекательный
сюжет о необозримом собрании Российского государственного архива литературы и искусства
дополняет новелла о коллекции общества "Родина" в американском городе Лейквуде. Здесь
же - и материал о частных коллекциях, конечно, о фантастическом собрании неуживчивого
Рене Герра о судьбе богатейшего наследия Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой,
Не забыл
Андрей Попов поделиться с читателями и горестными заметками памяти библиотеки имени
Н.В. Гоголя в Риме. Автору порой просто тесно среди этого моря тем, и не всегда все
подано
достаточно глубоко и серьезно. Но вот за что Попову в пояс поклонятся десятки, если
не сотни, историков и литераторов, так это за перечень фондов различных московских
архивов
и аннотированные биографии тех. чьи документальные собрания находятся в хранилищах
Москвы.
Конечно, львиную долю книги составляет перечисление богатств Российского государственного
архива литературы и искусства и особенно Государственного архива Российской федерации
- титанов" хранения русского наследия, доставленного теми или иными путями из-за
границ. Но здесь ведь еще и списки фондов и отдела рукописей Российской государственной
библиотеки,
и Института мировой литературы, куда, кстати, только что поступил архив прекрасного
поэта, бразильского отшельника Валерия Перелешина. И обзор фондов Общественного научно-исследовательского
центра "Архива РОА Русской освободительной армии генерала Власова. И описание коллекций
Архива-библиотеки Российского фонда культуры, который более полугода был закрыт от
читателей в Доме-музее Марины Цветаевой.
Словом, не огорчайтесь, если вам не удастся поработать в русских архивах Европы и
Америки. В Москве их еще больше.