До сих пор мы говорили (в том числе и о важнейшем
открытии В. М. Смирнова) о возможностях и
физиологическом базисе сверхвозможностей. А как
в обычных условиях вызвать сверхвозможности и
всегда ли это возможно и, что очень важно, -
допустимо?
Сейчас на вопрос "всегда ли" ответа нет.
Однако можно вызывать сверхвозможности гораздо
чаще, чем это случается в повседневности.
Уже говорилось о том, что мозг гения способен
статистически правильно решать задачи по
минимуму введенной в сознание информации. Это -
как бы идеальное сочетание интуитивного и
логического склада ума.
Проявление мозга гения мы видим по решаемым им
сверхзадачам - будь то "Сикстинская мадонна",
"Евгений Онегин" или открытие
гетеропереходов. Легкость принятия решений
происходит с помощью оптимальных активационных
механизмов главным образом, по-видимому,
эмоционального толка. Они же ответственны за
радость творчества, особенно если процесс
сочетается с оптимальной собственной защитой
мозга... А эта оптимальная защита складывается
прежде всего из баланса мозговых перестроек при
эмоциях (выражаясь физиологически - в
пространственной разнонаправленности развития
в мозге сверхмедленных физиологических
процессов разного знака) и оптимальной
медленноволновой ночной "чистки" мозга (надо
"не выбросить с водой ребенка" и не оставить
слишком много "мусора")...
|
Особенности сверхмедленных физиологических
процессов, которые в головном мозге человека
связаны с формированием эмоциональных реакций и
состояний, у больной паркинсонизмом: А -
рассказывает о возникновении затруднений в игре
на рояле; Б - высказывает свое отношение к музыке,
опере, балету; В - рассказывает о своей семье; Г -
рассказывает о дочери, ее характере (улыбается). |
И все же, хотя память есть базисный механизм
обеспечения возможностей и сверхвозможностей,
ни талант, ни тем более гениальность только к ней
не сводятся. Вспомните хотя бы книгу
отечественного ученого-психолога А. Р. Лурии "Большая
память маленького человека"...
Сверхвозможности у "обычных" людей в
отличие от гениев проявляются - если проявляются
- при необходимости решения сверхзадач. При этом
мозг оказывается в состоянии, в интересах
оптимизации своей работы, использовать и условно-патологические
механизмы, в частности - гиперактивации,
естествен но, при достаточной защите, не дающей
превратиться могущественному помощнику в
эпилептический разряд. Сверхзадачу может
поставить жизнь, а вот решаться она может и
самостоятельно, и с помощью учителей, и есть в
этой жизни решения, когда за результат можно
заплатить и высокую цену. Пожалуйста, не путайте
с печально знаменитым "цель оправдывает
средства".
Назад | Вперед
Написать комментарий
|