Итак, каковы же эти двуединые механизмы мозга,
два лица Януса, о чем здесь идет речь?
Сверхвозможности и болезнь, защита, как разумный
запрет, и болезнь и многое, многое другое.
В идеальном варианте пример сверхвозможностей
- это долго живущие гении, умеющие принимать
правильные решения по минимуму введенной в
сознание информации и не сгорающие из-за наличия
у них адекватной собственной защиты. Но как часто
гений как будто бы "пожирает" себя, как будто
бы "ищет" конца. Что это? Недостаток
собственной защиты мозга как "внутри"
обеспечения одной функции, так и во
взаимодействии различных функций? А может быть,
ее, эту защиту, можно формировать, усиливать -
особенно с детства, распознав в способном
ребенке задатки интеллектуальных
сверхвозможностей?
В течение многих десятилетий и даже веков
обучение практически важным знаниям шло при
воспитании (закреплении в памяти моральных
ценностей) и тренировке памяти. Загадка памяти до
сих пор не решена, несмотря на Нобелевские премии
в области медицины. А значение раннего
формирования "морального" базиса памяти (хотя
так это и не называется) для общества было очень
велико, у подавляющего большинства сначала детей,
а затем взрослых заповеди превращались в мозгу в
затверженную матрицу - ограду, не позволяющую
преступать их, практически определяющую
поведение человека и больно наказывающую
преступившего. Муки совести (если она
сформировалась!), трагедия раскаяния - все это,
активированное через детекторы ошибок, ожившее в
мозгу преступившего, вместе со "страшными
карами", обещанными уже в раннем детстве за
преступление заповедей, в обществе в целом
работали сильнее судебных взысканий. В реальной
сегодняшней жизни многое, в том числе "страшные
кары", муки совести и т. д., мягко говоря,
трансформировалось, да и в прошлом останавливало
далеко не всех. Пренебрегая запретами матрицы
памяти, заложенными в прошлых поколениях и не
закладываемыми сейчас, человек шагает к свободе
и духа, и криминала.
В случае, о котором говорилось выше, память
работала прежде всего как механизм запрета или,
если хотите, как механизм "локального невроза".
Но если о матрице памяти в мозге ничего не знали,
да так ее и не называли, то к самой памяти как к
главному механизму, позволяющему нам выживать в
здоровье и болезни, в старом варианте обучения
все же относились куда более бережно, чем сейчас.
Память уже с раннего детства формирует матрицы,
где далее работают автоматизмы. Тем самым она
освобождает наш мозг для переработки и
использования огромного информационного потока
современного мира, поддерживая устойчивое
состояние здоровья. Но память сама нуждается в
помощи, и особенно важно заранее помочь ее
наиболее хрупкому механизму - считыванию. И
раньше это, по-видимому, осуществлялось при
большом объеме заучивания наизусть и особенно -
трудно заучиваемой прозы мертвых языков. Память,
"задвинув" и "задвигая" в
автоматический режим все стереотипное, все снова
и снова освобождает, открывает нам огромные
возможности мозга. Надежность этих огромных
возможностей определяется многими факторами, и
важнейшие из них - ежедневная постоянная
тренировка мозга любым и каждым фактором новизны
(ориентировочный рефлекс!), многозвеньевой
характер мозговых систем, наличие у этих систем
при обеспечении нестереотипной деятельности не
только жестких, то есть постоянных звеньев, но и
звеньев гибких (переменных) и многое другое. В
процессе создания условий для реализации
возможностей и сверхвозможностей мозга те же
механизмы - и прежде всего базисный механизм -
память - выстраивают частокол защиты и, в
частности, защиты человека от самого себя,
биологического в нем, его негативных устремлений,
а также от различных экстренных жизненных
ситуаций.
Это - ограничительная роль матрицы памяти в
поведении ("не убий"...). Это - и ее
избирательный механизм ограничений, механизм
выявления ошибок.
Что это за механизм защиты от ошибок,
ограничения, запрета - детектор ошибок? Мы не
знаем, дарит ли природа этот механизм человеку с
рождения. Но скорее всего - нет. Мозг человека
развивается, обрабатывая поток (приток!)
информации, адаптируясь к среде методом проб и
ошибок. При этом в обучающемся мозге наряду с
зонами, обеспечивающими деятельность за счет
активации, формируются зоны, реагирующие
избирательно или преимущественно на отклонение
от выгодной, "правильной в данных условиях"
реакции на ошибку. Эти зоны, судя по субъективной
реакции (тип беспокойства), связаны с входящими в
сознание атрибутами эмоциональной активации. На
человеческом языке - хотя детекторы ошибок, по-видимому,
не только человеческий механизм - это звучит так:
"что-то... где-то... неправильно, что-то... где-то -
не так...".
Назад | Вперед
Написать комментарий
|